• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные проекты в формате "обучения служением"

Социальные проекты RepLab направлены на разработку и опыта внедрения модулей прикладного проектного обучения, помогающих студентам вузов повысить свои социальные компетенции за счет вовлечения в социально-предпринимательскую деятельность, в том числе в формате "обучения служением" (Project based service learning). 

Проект предусматривает как запуск собственного социально значимого бизнеса через участие в вузовском бизнес-инкубаторе, так и интеллектуальное волонтерство, когда студенты разрабатывают проекты под запросы социальных предпринимателей или некоммерческих организаций своего региона. Все студенты - участники проекта проходят курс по социальным инновациям, включающий в себя такие разделы как: социальное предпринимательство, импакт- инвестирование, цели устойчивого развития ООН, управление социальной сферой, социальное волонтерство. 

Курс разрабатывается экспертами Агентства социальных инвестиций и инноваций и Высшей школы экономики с учетом опыта развития социального предпринимательства в обеих организациях. 

Реализация социальных проектов позволит:
студентам - приобрести значимые навыки ведения практической деятельности и внести личный вклад в социально экономическое развитие регионов, инициировать создание новых социальных предприятий и НКО;
вузам - запускать стартап-студии, создание которых предусмотрено в Национальном проекте «Наука и университеты» и механизм «стартап как диплом» в целях развития не только технологического, но и социального предпринимательства и усилить свое участие в развитии регионов через реализацию "третьей миссии";
местным социальным предприятиям и НКО - получать помощь в стратегическом развитии своих организаций. 

В целом, вузы, социальные предприниматели и представители СО НКО получат опыт массового совместного проектного взаимодействия, отсутствие которого на данный момент мешает запуску и эффективной реализации большого количества социальных проектов.

Важной частью подготовки студентов в современных университетах является проектное обучение, позволяющее дополнить традиционные лекционные и семинарские формы обучения участием студентов в реализации проектов, в том числе – прикладных, технологической и социальной направленности. 

В студенческой среде создаются команды единомышленников, которые осуществляет реализацию проектной деятельности в социальной сфере и здравоохранении, образовании и воспитании, экологии и эффективном природопользовании, пропаганды здорового образа жизни и т.д. 

Развитие проектного обучения широко рассматривается в российской и зарубежной литературе, например:

Gaete, M. (2022). Обучение служением через проектно-прикладную деятельность Методические рекомендации.

Gaete, M., Kim, M., Masich, V., Kulbaeva, A., Nikolskaya, A., & Skopina, A. (2021). Методическое пособие по работе волонтёров (УДК 364.04). Грифон.
Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. М.2018, https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/376211321.pdf 
Harmer, N. and Stokes, A. (2014). The benefits and challenges of project-based learning: A review of the literature. Plymouth: Pedagogic Research Institute and Observatory (PedRIO) paper 6, Plymouth University  Https://www.plymouth.ac.uk/uploads/production/document/path/5/5857/PedRIO_Paper_6.pdf 

Методическое пособие ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ (Москва, 2020)

Одним из самых эффективных подходов в развитии проектного обучения является обучение через служение (англ. – Project based service learning). Этот метод основан на формировании проектных и предпринимательских компетенций за счет общественно-полезной деятельности, в особенности в партнерстве с социальными предприятиями и социально ориентированными НКО. Метод обеспечивает формирование таких профессиональных навыков soft skills как умение работать в команде, на практике применять полученные знания и навыки. 

Также перспективным является инициирование проектов инженерной направленности, способствующих реализации технологических проектов в интересах социальных предприятий и НКО. Например в рамках программы EPICS (Engineering Projects in Community Service), реализуемой с 1995 г. в рамках программы инженерного проектирования Университета Perdue, студенты, объединённые в группы, решают технологические задачи для неправительственных организаций, преимущественно НКО в местном сообществе. Проекты охватывают полный цикл проектирования: идентификация проблемы – разработка спецификации – разработка прототипа – детализированная проработка проекта – производство – поддержка / обслуживание – демонтаж и могут быть реализованы в формате стартапов. К 2017 году программа EPICS была внедрена в 35 университетах (и более 100 средних учебных заведений) https://engineering.purdue.edu/EPICS. 

Преподаватели вузов, вовлекаясь в процесс обучения через служение в рамках реализации социальных проектов, делают свой предмет более значимым для студентов. Руководство вуза обеспечивает эффективное взаимодействие с деятельностью университета со стороны общественности, бизнеса и региональных властей. Одновременно, за счет вовлечения в процесс проектного обучения СО НКО и социальные предприятия получают, через постановку задач в рамках студенческих проектов, эффективную поддержку своих инициатив, при этом содействуя их эффективной реализации, направляя своих сотрудников в качестве менторов. При этом на основе студенческих проектов будет инициироваться создание новых стартапов – социальных предприятий и НКО. 

Таким образом в рамках проекта будет апробирована и масштабирована модель поддержки реализации студенческих социально ориентированных инициатив студентов, обеспечивающая как повышение результативности профессионального образования, так и придающая дополнительный импульс развитию НКО и социальных предприятий через реализацию третьей миссии университета. 

Ключевые направления развития социальной миссии:

  • развитие студенческого предпринимательства и социальных инициатив,
  • вовлечение НКО в деятельность университетов,
  • участие в программах социально-экономического развития территорий,

нашли свое отражение в документах ведущих университетов и Правительства РФ. Так, мероприятия по развитию студенческого предпринимательства предусмотрены в рамках нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Наука и университеты». 

Развитие механизмов прикладной проектной деятельности студентов, позволяет совместить задачи повышения качества образования с осуществлением проектов высокой общественной значимости. При этом, в Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 г. развитие прикладной проектной деятельности студентов определено в качестве одного из приоритетов. В Концепции развития добровольчества в РФ говорится о развитии добровольческой деятельности в образовательных организациях, реализуемой через осуществление просветительской и консультативной деятельности, наставничества, в формате «обучение через добровольчество», предполагающем участие в добровольческих проектах и программах образовательных организаций всех уровней образования. Данный проект позволит достичь синергетического эффекта в решении задач реализации ряда направлений "третьей миссии" и развития прикладной проектной деятельности.

Социальные проекты лаборатории 2022-2023:

Разработка фандрайзинговых кампаний для благотворительного фонда “Апрель”

Интеллектуальное волонтёрство – помощь НКО в решении актуальных задач

Крышечки Доброты - стратегия выхода на самоокупаемость

Швейная мастерская и дизайн одежды для людей с различными особенностями

Проекты с «Живой Классикой»

Социальные проекты лаборатории 2021-2022:

1. Помощь благотворительной организации «Перспективы» с набором волонтеров на Добровольный социальный год: анализ аудитории

2. Экспертный анализ наших средств информирования (сайт, соцсети, платформы краудфандинга и т.д.) и рекомендации для благотворительного фонда “Апрель”

3. Инклюзия каждый день: создание фандрайзинговых кампаний для инклюзивного центра “Йом-йом”

4. Продвижение детского инклюзивного развивающего центра "МАНЯ" в социальных сетях

5. Проведение интервью: U-turn. «Про жЫзнь.RealiТы», проект с Православной местной религиозной организацией - Приход храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке г. Санкт-Петербурга

6. Стратегия продвижения Благотворительный фонд "Точка Опоры"

7. Благотворительный фонд помощи пожилым людям «Добродомик»

8. Интеллектуальное волонтёрство – помощь НКО в решении актуальных задач

Проекты реализуются при поддержке Фонда Президентских грантов и Фонда Социальных Инвестиций.

Вы также можете поддержать наши проекты, внести вклад в развитие города и общества, популяризации интеллектуального волонтерства в России, и внести свой вклад в выполнение целей устойчивого развития!

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.