Переосмысление международного научного сотрудничества: В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург представлена модель зеркальных лабораторий (SLM)
В рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург, 20 мая 2025 года — Сегодня в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялась вдохновляющая и устремлённая в будущее панельная сессия под названием «Переосмысление международного научного сотрудничества через модель спутниковых лабораторий (SLM): Совместная инициатива университетов с международной ориентацией». Мероприятие прошло в рамках Международной партнёрской недели и собрало руководителей университетов, исследователей и экспертов из шести стран для обсуждения новой концепции глобального академического сотрудничества.
Разнообразная группа международных академических лидеров собралась сегодня в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, чтобы обсудить преобразующий потенциал модели спутниковых лабораторий (SLM) в переосмыслении того, как университеты могут сотрудничать на глобальном уровне, оставаясь при этом глубоко укоренёнными в местных сообществах. Модератором сессии выступила д-р Магдалена А. Гаете-Сепульведа. В ходе дискуссии прозвучал живой обмен идеями, обязательствами и предложениями между учёными из России, Малайзии, Индонезии, Бразилии и Колумбии.
Сессия под модерацией д-ра Магдалены А. Гаете-Сепульведы, руководителя Лаборатории управления репутацией в образовании и Спутниковой лаборатории по социальному предпринимательству в НИУ ВШЭ, была посвящена инновационной модели международного сотрудничества — модели спутниковых лабораторий (SLM). Эта модель рассматривает каждую лабораторию как узел локальных инноваций и одновременно как интерфейс глобального знания, предназначенный для решения таких сложных задач, как устойчивое развитие, социальное предпринимательство и обучение на основе участия сообщества.
На панели обсуждалось, как университеты могут выступать в роли гибридных институтов, сочетающих локальное и глобальное измерения — решающих общественные вызовы через совместное производство знаний и инновации, основанные на участии сообществ.
Изначально инициатива базировалась на трёхстороннем партнёрстве между НИУ ВШЭ (Россия), Университетом Технологии Малайзии (UTM) и Университетом Панамерикана (Мексика). Сейчас к ней присоединились UNESP и UNICAMP из Бразилии, а также Институт Технологии Сепулух Нопембер (ITS) из Индонезии.
Вместе участники панели рассмотрели, как модель SLM позволяет университетам, особенно в странах БРИКС и быстроразвивающихся экономиках, преодолевать традиционные иерархии академического взаимодействия между Севером и Югом. Создавая гибкие, децентрализованные и междисциплинарные исследовательские узлы, университеты не только укрепляют совместное производство знаний, но и подтверждают свою приверженность локальному воздействию и глобальной солидарности.
«Одним из самых сильных аспектов этой модели, — подчеркнула д-р Гаете, — является её способность объединять учёных из разных академических культур, поколений и систем знаний — чего традиционные структуры зачастую не достигают».
Профессор Мохд Ариффин Абу Хассан, директор UTM International (Малайзия), отметил стратегическую ценность модели SLM для продвижения целей интернационализации UTM при сохранении привязки к реальным социальным вызовам. «Мы должны выйти за рамки символических партнёрств, — сказал он. — Модель SLM позволяет нам работать бок о бок с партнёрами в Латинской Америке и Восточной Европе, решая общие проблемы, такие как цифровое неравенство, деградация окружающей среды и занятость молодежи». Он также подчеркнул опыт UTM в вовлечении студентов и молодых исследователей в деятельность лабораторий — практика, которая теперь расширяется по всей сети SATLAB. Профессор Халияна Халид, заместитель декана бизнес-школы AHIBS, UTM, Малайзия, рассказала об опыте запуска первого пилотного проекта SLM между UTM и ВШЭ. «Этот проект был построен на доверии, смелости и общем убеждении, что знания должны служить обществу», — сказала она. Она представила примеры переосмысления бизнес-образования в UTM через лабораторию, объединяющую предпринимательство, устойчивость и обучение служением. Она высоко оценила «экспериментальное пространство», которое создала модель, позволив объединить бизнес, социальные науки и инженерию.
Д-р Хуан Фернандо Кордоба Марентес, проректор по науке Университета Ла Сабана (Колумбия), обратил внимание на интеграцию «третьей миссии» в латиноамериканских университетах. «Подход спутниковых лабораторий идеально вписывается в нашу институциональную миссию: исследования должны служить обществу, быть этически обоснованными, совместными и иметь измеримый эффект». Он выразил интерес к использованию модели SLM для поддержки развития Колумбии в постконфликтный период, особенно через инициативы социального предпринимательства, направленные на поддержку сельских общин. Д-р Эллья Зулайха, декан факультета креативного дизайна и цифрового бизнеса ITS, Индонезия, предложила уникальный взгляд на инновации, основанные на дизайне, и цифровую культуру. Она объяснила, как ITS планирует интегрировать модель SLM в свои междисциплинарные лаборатории, объединяющие ИИ, устойчивое развитие и коренные знания. «SLM даёт нам основу для переосмысления того, как мы преподаем и проводим исследования. Для нас в Индонезии это платформа для валидации и глобализации знаний, исходящих от наших сообществ, а не только из западных парадигм».
Д-р Педру Кошта, проректор по международным связям Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия), предложил макроуровневый взгляд, подчеркнув геополитическое значение создания сетей знаний по всему Глобальному Югу. «Это не просто академическое сотрудничество, — отметил он. — Это способ изменить баланс сил в глобальных исследованиях. Спутниковые лаборатории предлагают план по созданию децентрализованных, плюриверсальных систем знаний». Он выступил за включение модели SLM в институциональные политики, включая распределение исследовательского финансирования, системы оценки и международные соглашения (MOU). Д-р Леандро Перейра Мораис, профессор UNESP (Бразилия), эмоционально говорил о солидарной экономике и развитии на основе сообществ. Он поделился успешными примерами из Бразилии, где социальные предприятия, поддерживаемые государственными университетами, помогали снижать уровень бедности и продвигать экологическое сознание. «SLM — это не просто сотрудничество, — сказал он. — Это конвергенция. Она позволяет объединить исследования и общественное развитие, Север и Юг, традиции и инновации». Он предложил создать региональный узел SLM в Бразилии, сосредоточенный на солидарной и циркулярной экономике и предпринимательстве на местах.