• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Национальная гендерная политика в СССР в конце 1920-х гг. по материалам серии брошюр «Труженица Востока»".

2 апреля на регулярном семинаре научно-учебной группы "Прикладная гуманитарная геоинформатика" был представлен доклад сотрудницы Центра исторических исследований Валентины Смирновой: "Национальная гендерная
политика в СССР в конце 1920-х гг. по материалам серии брошюр 
«Труженица Востока»".

Доклад был посвящен национальной гендерной политике большевиков в конце 1920-х годов. Этот период обусловлен заинтересованностью советской власти в раскрепощении и освобождении женщин в целом, в то же время особое внимание уделяется «восточным» регионам. Интерес к женщинам Востока как специфической социальной группе был обусловлен тем фактом, что большевики рассматривали их как потенциальный революционный актив, «surrogate proletariate», так они были бедными, эксплуатируемыми и ограниченными в правах, как и представители реального пролетариата (Gregory Massel, 1974). С другой стороны, по мнению Дугласа Нортропа, большевики использовали такие факторы как гендерные отношения, внешний облик (специфическую одежду) и положение женщины в обществе в качестве «национальных маркеров», через которые консервировался не только женский восточный образ, но и образ всего Востока в целом (Douglas Northrop, 2001). В качестве основного источника для исследования была использована серия брошюр “Труженица Востока”, изданная в 1927-1928 годах по заданию Отдела работниц и крестьянок ЦК ВКП(б). Важно, что брошюры создавались про восточных женщин; но не для них, а для остальной части советского государства, так как основной их функцией было информирование и создание образа.
В ходе работы были выявлены основные факторы, определяющие образ «восточной женщины». Во-первых, это традиции и обычаи, существовавшие в незападных обществах. Считалось, что в укреплении подобного консервативного устройства большую роль играла религия. Другой значимый фактор - экономический, который также играет важную роль в деле раскрепощения, значительной составляющей которого должна была стать экономическая независимость женщины. Кроме того, удалось обозначить модели эмансипации «восточной» женщины, предложенные большевиками. Это происходит путем вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь с помощью женотдела, который занимался пропагандой и образованием, а также через трудовую деятельность. Использование теории интерсекциональности позволило выделить основные идентичности, производящиеся на пересечении политического и культурного, к которым относятся национальная и религиозная идентичности, идентичность жены и трудящейся женщины, которые, в свою очередь, создают идентичность «восточной» женщины..


Национальная гендерная политика в СССР в конце 1920-х гг. по материалам серии брошюр «Труженица Востока»
Отчет подготовили Валентина Смирнова и Яна Китаева