• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Книга
Инжиниринг и отраслевая наука: повестка дня
В печати

Годунова Е. А., Княгинин В. Н., Харитонов М. А. и др.

2023.

Глава в книге
Global cognitive graph properties dynamics of hippocampal formation

Sorokin K., Andrey Z., Levin A. et al.

In bk.: Data Analytics and Management in Data Intensive Domains: 25th International Conference, DAMDID/RCDL 2023, Moscow, Russia, October 24–27, 2023, Revised Selected Papers. Vol. 2086: Communications in Computer and Information Science. Springer, 2024. P. 77-87.

Препринт
Scoring and Favoritism in Optimal Procurement Design

Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.

arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024

Интервью с Виталией Елисеевой, ассистенткой курса «Анализ данных» в ЛЭШ и студенткой НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Доцент департамента экономики Покровский Дмитрий Александрович и студентка 4 курса ОП «Экономика» (направление  «прикладная экономика»)  Елисеева Виталия  вернулись из Летней экономической школы (ЛЭШ 2018),  где школьники 8-10 классов изучали экономику олимпиадного уровня, посещали лекции известных экономистов, а также решали задачи и сдавали их затем ассистентам – студентам ВШЭ.  Д.А.Покровский вместе с Б.Б.Демешевым и И.П.Станкевичем преподавал там курс «Анализ данных», а  Виталия  была одним из ассистентов, помогающих школьникам справиться с заданиями не только по анализу данных, но и по другим предметам ЛЭШ.



-Как ты узнала про ЛЭШ?

-Дмитрий Александрович Покровский (преподаватель курса «Анализ данных» в ЛЭШ - прим. автора) просто предложил мне поехать вожатой в ЛЭШ. На что я ответила отрицательно, и спросила о каких-нибудь других ролях, поскольку знала, что он едет в качестве преподавателя. Он сказал, что можно быть ассистентом и помогать ему, потому что в этом году курс «Анализа данных» полностью изменился по сравнению с прошлым, и им нужен был тот, кто уже работал с похожим форматом и понимает, как это должно быть. А я была у него учебным ассистентом по статистике и по эконометрике в этом году и представляла, как адаптировать то, что мы делаем со студентами для школьников.

-Почему отказалась от предложения быть вожатой?

-Во-первых, я привыкла быть ассистентом. То есть для меня это не неожиданная роль, для меня это привычно. Здесь прием проектов – это то, чем я занималась до этого полгода. Во-вторых, я никогда не была в детском лагере и никуда не ездила вожатой. Мне пришлось бы очень многому учиться с нуля и это была бы совсем новая роль. Наверное, я не была готова что-то менять, но при этом мне хотелось сюда поехать, и я совершенно сознательно подавала заявку.

-Нравится ли тебе здесь?

-Мне кажется, что быть ассистентом тяжело, поскольку ты должен в экстремальных условиях, когда у тебя 250 школьников олимпиадной программы, стараться рассказывать всё наиболее эффективно. Ты не сидишь в отдельном кабинете, где у тебя по часу на каждого, и можно объяснять пока не поймет, это даже не формат мини-лекций, где рассказывать можно нескольким сразу. Ты сидишь в общем шумном месте, где вокруг стоит пять-шесть человек в очереди. Они переживают, что не успеют тебе что-то сдать, а ты волнуешься за то, что тебя не так поймут и ты не сможешь что-то донести. Чем ответственней человек, тем, обычно, более нервным для него становится этот процесс. Сейчас я очень устала, думаю, после зачета будет то же самое, но мне в целом нравится. Сегодня был день, когда школьники делали презентации по своим проектам. Это была точка, где хорошо виден результат. Мы консультировали их на каждом этапе проекта и сегодня могли увидеть насколько они поняли, прислушались к нам и насколько они способны это ретранслировать. От сырых идей, которые были полторы недели назад, они пришли к итоговым и это интересно.

-Оправдались ли все твои ожидания от школы?

- Мне говорили, что будет очень тяжело, так как в этом году набор школьников почти в 2 раза выше чем в прошлом году, поэтому я ожидала чего-то плохого. Но всё оказалось в принципе лучше, поскольку есть как легкие, так и тяжелые дни. Анализ данных в основном принимать легко и интересно, потому что приходят командами и рассказывают идеи, которые ты потом обсуждаешь с ними, выступаешь советчиком, консультантом, а не бесконечно проверяешь взятие производной и ошибку в знаке. С одной стороны, это тяжелее, так как это не может быть механической работой, с другой стороны, это легче, так как ты не занимаешься рутинной работой по 7 часов в день.

-Как ты считаешь, может ли существующий формат ЛЭШ (метод листков и устная сдача задач ассистентам) подготовить к ВсОШ и перечневым олимпиадам?

-Я думаю, да. Почему метод листков часто вообще используют в сильных математических школах и на некоторых факультетах при сдаче, например, коллоквиумов. Это исключает возможность списывания. Понятно, что школьники подсматривают решения, делятся ими, но ты можешь таким методом проверить понимание и то, насколько человек способен отойти от алгоритма. Если он решил что-то механистически, задав вопросы, ты понимаешь, насколько он гибок. Олимпиада – это про гибкость, олимпиада – это про то, насколько ты способен отойти от шаблонов. Поэтому мне кажется что, живые сдачи учат такому отходу от шаблонов, учат формулировать мысли. Если на олимпиаде ты пишешь текст, и что написано, то и будет проверено, ни словом больше, ни словом меньше, то, когда ассистент заставляет человека несколько раз проговорить что-то в качественных задачах, с которыми часто на олимпиадах проблемы, то это помогает лучше излагать свои мысли и есть надежда, что он потом будет лучше излагать их на бумаге. Поэтому, мне кажется, именно для подготовки к всероссу по экономике метод сдачи листков может помочь.

-Бывали случаи, когда ребята списывали решения друг у друга? Какова твоя реакция на это?

-В качественных задачах – да. Все явно делились ими, поскольку они были сложными и нетривиальными. При этом такие заимствования были совершенно безуспешными, то есть не было людей, которые приходили бы ко мне с услышанными где-то решениями и были бы способны их объяснить. Либо приходили без решения и мы с ними обсуждали и находили его, либо приходили с куском предложения: «Вот так слит бензин», - ты задаешь вопрос почему и не получаешь никакого ответа. Качественные задачи легко показывают, что человек не понимает, как к этому прийти. Если математику можно списать при должном желании – было видно, что массово перерисовывают графики из «Вольфрама» (Wolfram Alpha) – то в качественных задачах это легко отелить. Впрочем, с «Вольфрамом» тоже очень легко отделить, просто просишь закрыть листик и нарисовать график или построить график чего-то совершенно аналогичного, и человек не может, поэтому все легко вскрывается.

-Были ли какие-нибудь интересные случаи за время проведения летней школы?

-Самый неожиданный, наверное, случай произошёл, когда я принимала задачу по математике. Это было днём, соответственно не было никакой очереди. Школьник, после того как сдал мне целый листок, сказал, что ему скучно решать однотипные математические задачи (это был листик на производную) и попросил рассказать что-нибудь интересное про экономику, посоветовать экономические книжки. Всё закончилось тем, что я полтора часа говорила про поведенческую экономику и дизайн механизмов. Я называла книжку и рассказывала, о чем она, что в ней может быть интересного и пару экспериментов, проведённых авторами этой книжки. Это самый запомнившийся момент. Можно рассказать о том, что тебя интересует, что ты три года изучал и тебе очень нравится, и рассказать это кому-то, кто об этом еще вообще ничего не знает. Как на защите проектов ты видишь фидбэк, видишь результат, так и здесь –  человеку нравится слушать, а тебе нравится рассказывать. Чувствуешь такой подъем от этой передачи знаний! Это в принципе то, зачем я пошла в ассистенты и вообще сюда приехала. Такое приятное ощущение от чувствования себя нужной.

-Каковы ожидания от предстоящего зачета?

-Во-первых, у каждого две попытки максимум, это как-то должно снизить количество возвратов с новым решением; во-вторых, должно быть распределение по времени школьников и распределение ассистентов по предметам, которые они хотят принимать и больше всего принимали в ЛЭШ. Например, я принимаю математику. Мы сами придумывали задачи, видя какие-то проблемы, с которыми столкнулись школьники и им еще раз хотелось бы повторить или которые мы объясняли довольно много раз, чтобы они были успешными и простыми. Мы же их ранжировали по сложности. Я надеюсь, что завтра все будут довольны результатом. Мы – более-менее спокойно происходящим зачетом, а школьники тем, что они смогут решить задачи и повысить себе балл.

-Хотела бы ты приехать в будущем в ЛЭШ уже как преподаватель?

-Да. Думаю, в качестве преподавателя это было бы интересно.

-Опиши школу 3 словами
-Листки, Excel, Всеросс


Интервью провела участница ЛЭШ 2018
Секерина Яна 
(лицей НИУ ВШЭ, 10 класс)