Рады сообщить о публикации новой статьи, изучающей связь этничности учеников со стереотипами и ожиданиями учителей
Исследование проведено стажером-исследователем Центра Алисой Алиевой и старшим преподавателем Департамента Социологии НИУ ВШЭ Раисой Акифьевой.
В статье «The influence of student ethnicity on teacher expectations and teacher perceptions of student warmth and competence» представлены результаты социально-психологического эксперимента, проведенного среди 34 учителей начальных классов школ Санкт-Петербурга. В ходе эксперимента авторы статьи изучали, как этничность ученика влияет на ожидания и стереотипы учителей, а также как связаны стереотипы и ожидания учителей в отношении учеников с разным этническим бэкграундом. В то время как, в соответствии с существующими исследованиями, ожидания могут базироваться на стереотипах учителей, коллеги предлагают новый взгляд на изучение данной связи за счет включения в анализ Модели Содержания Стереотипа (Stereotype Content Model). В рамках модели у стереотипа есть два измерения: «теплота» (‘warmth’) и «компетентность» ('competence'), вследствие чего стереотипы могут быть амбивалентны. Результаты проведенного эксперимента продемонстрировали а) влияние этничности ученика на ожидания учителей; и б) наличие значимой связи ожиданий учителей лишь с одним из компонентов стереотипа – «компетентностью». Данное исследование свидетельствует о важности изучения ожиданий учителей в отношении учеников с различным этническим бэкграундом в российском контексте, а также поднимает вопрос о необходимости операционализации ожиданий учителей.
Статья выходит в журнале Psychology in Russia: State of the Art (Q3),поздравляем Раису Акифьеву и Алису Алиеву с публикацией!