Восемь студентов Питерской Вышки представили доклады по математической физике в Сколково
С конца апреля по начало мая в Сколково прошла традиционная Весенняя студенческая школа по математической физике. В мероприятии приняли участие студенты крупных российских вузов, в том числе и Питерской Вышки. Доклады представили восемь студентов Школы физико-математических и компьютерных наук.
Школа по математической физике проходила с 30 апреля по 6 мая, в ней участвовали студенты из Москвы, Петербурга, Новосибирска и Томска. Для участия необходимо было зарегистрироваться и показать организаторам тему будущего доклада. От Питерской Вышки в школе участвовали 5 студентов бакалаврской программы «Физика», а также 3 студентов магистрантов соответствующего профиля.
Доклады были объединены по семи тематическим блокам:
— скрининги и их применение в CFT (Conformal Field Theory, конформная теория поля),
— тропическая геометрия,
— детерминантные формулы для тау-функций уравнений Пенлеве,
— квантовая запутанность и CFT,
— пространства начальных данных для уравнений Пенлеве,
— сигма-модели,
— теория поля Изинга.
Студенты решили поучаствовать в школе, чтобы углубиться в математическую физику. «Захотелось, во-первых, увеличить и обновить знания по CFT, а во-вторых — глубже разобраться в сигма-моделях и их связях с геометрией», — говорит Павел Акацевич, магистрант «Физики». У третьекурсника бакалавриата Кирилла Матирко есть и такая мотивация: «Мне действительно было интересно: а справлюсь ли я, смогу ли я подготовить доклад по теме, с которой раньше совсем не был знаком».
Знания, полученные в бакалавриате и магистратуре по физике, помогли разобраться в чужих докладах и подготовить собственные. Особенно полезными оказались дополнительные занятия, которые стали возможными благодаря базовой кафедре математического института имени Стеклова. «Безусловно были какие-то пересечения с предметами по математике. Еще хотелось бы отметить пересечения с курсом по дифференциальной геометрии, который нам читает выпускница нашей магистерской программы, и с курсом по теории поля, который мы по выходным слушаем в ПОМИ», — рассказывает Дмитрий Васильев, студент 3 курса программы «Физика».
В материалах школы помогли разобраться и курсы по физике конденсированного состояния вещества, калибровочным теориям, квантовой теории поля и квантовой механике.
Темы докладов касались строились вокруг больших сюжетов современной математической физики. Для докладов студенты разбирали не только работы классиков науки — например, знаменитую работу Полякова и Вигмана про O(4) сигма-модель, но и совсем свежие статьи. Участвовать можно было не только в своей секции, но и в соседних.
Кирилл Матирко, студент 3 курса бакалавриата
Я слушал лекции по сигма-моделям, теории поля Изинга, CFT и скринингам, а также по квантовой запутанности. По правде говоря, было трудно вдумываться в доклады тем, отличных от моей, так как я снова сталкивался с чем-то абсолютно новым. Однако могу сказать, что большинство докладов показались очень интересными. Было видно, что ребята постарались с подготовкой. Например, мне запомнился доклад про аксиоматический подход к S-матрице и уравнение матричного бутстрапа, а также доклад про ренормгруппу в сигма-моделях.
Дмитрий Васильев, студент 3 курса бакалавриата
Я ходил на все доклады физического отделения. Самыми интересными мне показались темы: теория поля Изинга, запутанность в CFT и сигма-модели. В первой теме было интересно проследить, как осуществляется переход от решеточной модели к теории поля. Удивило, что получилась одна из минимальных моделей. В докладах про сигма-модели мне запомнился факт, про то, что в них бета-функция пропорциональна тензору Риччи. И в целом там было получено, на мой взгляд, больше всего значительных результатов.
Игорь Шендерович, академический руководитель бакалаврской программы «Физика»
Студентам очень важно участвовать в таких школах или семинарах, как эта. Во-первых, это отличная возможность выучить что-то новое, а во-вторых — всегда здорово ощущать себя среди людей со схожими интересами. В России есть несколько студенческих школ, лекториев и мероприятий подобного уровня. Рекомендую выбирать те, которые ближе всего по интересам. Участие ради участия не стоит того: лучше потратить время на незнакомые статьи или новые задачки.
Ездить на такие школы можно и с первого курса, но это не так эффективно. Гораздо лучше начинать на втором или третьем, когда есть минимальный бэкграунд, который позволить уследить за докладами хотя бы в самом начале. Будет сложно, наверняка появится ощущение, будто пытаешься вскочить на ступеньку уходящего поезда. Но что поделать — другого способа попасть в современную науку, похоже, нет.
Записи докладов находятся на Youtube-канале Школы. Задать вопросы о бакалаврской и магистерской программах по физике можно в специальном Telegram-чате.
Шендерович Игорь Евгеньевич
Академический руководитель образовательной программы "Физика"