Как изучить популярную культуру Японии научно?
В этом учебном году к команде Вышки и магистерской программы "Бизнес и политика в современной Азии" присоединится новая коллега – востоковед-японист Какинь Оксана Игоревна.
Оксана Игоревна с отличием окончила Восточный факультет СПбГУ по направления "История Японии". Проходила годовую языковую стажировку в Осакском университете и университете Отяномидзу. Также с отличием окончила магистру по социологии в университете Отяномидзу, а в 2022 году успешно защитила PhD по социологии и гендерным исследованиям в университете Отяномидзу.
Оксана Игоревна, Вы окончили вуз в Японии и защитили там диссертацию. Расскажите, пожалуйста, почему Вас заинтересовала именно эта страна в плане исследований и почему именно туда Вы отправились изучать социологию?
Я увлеклась японской культурой во всех ее проявлениях еще в школе, поэтому в бакалавриате выбрала направление “История Японии”. Но я скоро поняла, что мне гораздо интереснее заниматься современным японским обществом и его культурой, чем классикой. Поэтому в магистратуре я решила заняться социологией и гендерными исследованиями, которые изучают общество таким, каким оно является в настоящий момент. В Японию я решила уехать, потому что изучать страну всегда легче внутри этой страны, а университет (Отяномидзу) выбрала за их известный высокий уровень гендерной программы. Осуществить это мне помогла стипендия от правительства Японии.
Какие интересные культурные различия Вы заметили между жителями России и Японии?
Различий очень много, и они все довольно хорошо известны. Пожалуй, сложнее всего было привыкнуть к необходимости считывать контекст в любой ситуации и делать то, что от тебя социально ожидается, без каких-либо устных объяснений и инструкций. Например, нас (иностранных студентов) как-то раз отчитала преподаватель за то, что мы не обратили внимание, что наша сэмпай (старшекурсница) начала выключать и убирать проектор в аудитории. Мы должны были сами первыми заметить, что его нужно убрать, и сделать это до того, как сэмпай начнет, потому что это наша работа как младших. Мы ответили, что, если бы нам сказали, что мы должны это делать, мы, естественно, сделали бы без проблем, мы просто не знали. На что нам ответили, что никто не будет проговаривать такие элементарные вещи, и мы сами должны замечать, что делают окружающие, понимать, чего они хотят, и делать без лишних слов. Именно отсутствие такой способности “считывать атмосферу” это одна из причин, почему иностранцев часто считают невежливыми в Японии.
В рамках ОП «Бизнес и политика в современной Азии» на русскоязычной траектории Вы будете вести курс "Тренды современного японского общества: на примере индустрии популярной культуры". Расскажите, пожалуйста, пару слов об этом курсе, кому он был бы интересен и почему важно разбираться в современных трендах общества?
Для того чтобы успешно вести бизнес в Японии или с Японией необходимо держать руку на пульсе последних изменений в японском обществе. Поэтому я решила подготовить курс, где студенты могли бы обновить свои знания о современной Японии и получить четкое представление о том, как Япония выглядит прямо сейчас. Для того, чтобы сделать его более интересным студентам, я решила взять в качестве примера индустрию популярной культуры. Так что помимо экономических, политических и социальных трендов Японии студенты также смогут узнать, как можно изучать популярную культуру научно, каково ее положение на внутреннем и международном рынке и как можно использовать ее особенности для бизнеса в Японии и России.
На русскоязычной траектории программы Вы будете также преподавать дисциплину "Экономика культуры Восточной Азии". Расскажите, пожалуйста, что такое "экономика культуры".
Экономика культуры — это направления экономических исследований, которое изучает производство, сбыт и потребление предметов культуры. Почему для продуктов культуры нужно отдельное направление? Дело в том, что, скажем, торговля яблоками и торговля кинофильмами имеют некоторые различия, так же, как и экономическое поведение любителей яблок и фанатов “Звездных войн”. На данном курсе мы кратко разберем, в чем теоретическая и практическая разница, и что надо иметь в виду, если в будущем вы хотите работать в креативных индустриях. В качестве примера будут использоваться индустрии Японии, Китая и Южной Кореи.
На Ваш взгляд, кому из студентов стоит обратить внимание на эту дисциплину?
Эта дисциплина будет интересна тем, кто хочет в будущем вести бизнес в креативных индустриях (кино, телевидение, музыка и т.д.), а также тем, кто хочет посмотреть на популярную культуру и медиа стран Восточной Азии с экономической точки зрения.
У нас много студентов японоведов, которые с удовольствием обратились к Вам как к научному руководителю. Расскажите, пожалуйста, какие у Вас сферы научных интересов?
Я японист и социолог, специализирующийся на гендерных исследованиях, то есть занимаюсь вопросами и проблемами современного японского общества. Предметом моих исследований в том числе является японская популярная культура, например культура фанатов поп-звезд айдору. Поэтому я приветствую всех, кто хочет заняться классической социологией (например, демографией), гендером (например, вопросами социальной справедливости), популярной культурой с точки зрения социологии или антропологии (например, фандомом аниме и манги в России).
Сегодня мы видим острый спрос на китаеведов на российском рынке труда. А что Вы можете порекомендовать японоведам, в каких областях они востребованы, какие навыки им стоит освоить для будущей работы?
В первую очередь я советую определиться с профессией, потому что японоведение само по себе не профессия, которую можно найти в списках вакансий. Если вы собираетесь работать гидом или переводчиком, знания языка и культуры достаточно, но, если вы хотите заняться любой другой работой, скажем, работать в консалтинге или заниматься наукой, вам необходимо приобрести соответствующие навыки. Например, в моем случае, я освоила социологию в магистратуре и получила степень в аспирантуре, чтобы стать ученым и преподавателем университета. Во-вторых, если вы планируете в будущем искать работу в Японии, советую помнить, что знание японского там не является специальностью, а само собой разумеющимся навыком, которым владеют все. Поэтому вам обязательно нужно иметь другие навыки и квалификации, если вы хотите устроиться там на работу.