• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессор Тома Флиши де Ла Невилль о геополитике и востоковедении

21 сентября делегация Высшей школы бизнеса г. Ренн (Франция) посетила кампус НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, чтобы подписать соглашение о партнерстве и обсудить дальнейшие планы международной академической мобильности и программ обмена. 24 сентября руководитель магистерской программы «Геополитика и бизнес» доктор Тома Флиши (Thomas Flichy) провел встречу со студентами первого курса магистерской программы «Бизнес и политика в современной Азии» НИУ ВШЭ.

Профессор Тома Флиши де Ла Невилль о геополитике и востоковедении

Thomas Flichy

Профессор Тома Флиши - доцент кафедры стратегии и инноваций Реннской школы бизнеса (Франция). Он историк, специализирующийся на текущих конфликтах, влиянии геополитических событий на бизнес, элиты, личности и образование, истории инноваций, культур и переговоров.

Почему Вас интересуют геополитика, военные исследования, инновации и стратегии?

Как историк я сосредоточился на одном конкретном аспекте истории цивилизаций: как они передают жизнь. Какая у них степень живости? Фактически, главное усилие цивилизации состоит в передаче экономической, культурной, политической и духовной жизни. Сосредоточившись на этом конкретном аспекте, я отметил важность творческих меньшинств в обществе. Но эти меньшинства также должны уметь поддерживать мир. Таким образом, инновации и стратегия тесно связаны друг с другом: живые элиты, по сути, обладают двумя качествами: воображением и смелостью. Они должны быть в состоянии реагировать на вызовы благодаря своему творчеству и в то же время сохранять единство населения.

У Вас есть академическое образование в области права и истории. Как это помогает Вам в политических исследованиях? Как молодые студенты, изучающие политику и международные отношения, должны связать историю и традиции с современной политикой?

Совместное изучение истории и права дает нам преимущество: благодаря истории мы можем сделать шаг назад и вести себя более разумно. По сути, Клиополитика (Cliopolitics), использование истории для принятия экономического или политического решения остается фундаментальным для молодых лидеров. С другой стороны, изучение великих правовых систем, их взаимодействия и борьбы друг с другом дает нам представление о подпольной политической напряженности в мире. Для крупных компаний нормализация представляет собой огромную проблему. Какая страна будет определять нормы? Молодые студенты, изучающие международные отношения, должны одной ногой быть в истории, а другой - в новых технологиях. Они должны связать прямые свидетельства тех, кто видит последние изменения в международных отношениях, с классикой.

На основе Вашего опыта каковы преимущества изучения Азии и геополитики?

На Евразийском континенте я специалист по Ирану. Я знаю об огромных изменениях, которые претерпевает эта страна в настоящее время, потому что я провел там время и познакомился с ее населением. В то же время я осознаю его историческую преемственность на протяжении всей истории. Как французский академик я также знаю о специфических связях, которые эта страна имела с Францией.

По Вашему мнению, в чем особенность азиатских исследований, которые проводятся в России?

Главное отличие состоит в том, что для России, будучи частично азиатской страной, азиатские исследования — это вопрос о себе самой. Для нас все немного иначе: Азия далека от нас, хотя мы эмоционально и политически инвестировали в Индокитайский полуостров.

У Вас есть ряд публикаций о стратегической позиции Ирана. Как Вы думаете, какая трансформация произойдет в Иране во время президенства Джо Байдена? Каковы потенциальные возможности и вызовы для России?

Ближний Восток отмечен сильным противостоянием между Ираном и Саудовской Аравией. Саудовская Аравия финансировала кампанию Дональда Трампа, а теперь она ослаблена избранием Джо Байдена. Байден возобновит переговоры с Ираном, но на ограниченной основе. По структурным причинам Соединенные Штаты будут держать Иран в замкнутом пространстве, они действительно очень боятся его воображения.

Ближний Восток всегда был горячей точкой в ​​международных отношениях, и в настоящее время мы все еще наблюдаем гуманитарную трагедию в Йемене и Сирии. Как родственные страны находят своего рода надлежащий баланс между вмешательством сверхдержавы и национальным самоопределением?

Естественный порядок мира состоит в разделении на нации. Конечно, время от времени появляются Империи, однако их военные наступления обычно соответствуют времени внутреннего краха. Александр Македонский завоевал Персию, в то время как греческие города приходили в упадок. Как следствие, имперское вмешательство на Ближнем Востоке следует рассматривать как признак слабости и надвигающегося краха. Современные империи часто совершают следующую ошибку: они считают, что высокие технологии могут быть заменены политическим интеллектом. Эта ошибка довольно распространена среди технократий.

Не могли бы Вы порекомендовать молодым студентам, на кого из ученых или на какие публикации о международных отношениях стоит обратить внимание?

Что касается Ирана, прочтите путешествия Жана Шардена по Персии, его примечания очень помогают понять менталитет. Также обратите внимание на книги Бернара Уркада, географа, специализирующегося на Иране. Затем отправляйтесь туда.