• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Бизнес и политика в современной Азии»

На магистерской программе «Бизнес и политика в современной Азии» в следующем учебном году запускается новый совместный онлайн-курс с Университетом прикладных наук Гамбурга

В 2021-2022 учебном году на магистерской программе «Бизнес и политика в современной Азии» откроется новый онлайн-курс, посвященный изучению и сравнительному анализу рынков труда Азии и Европы. Дисциплина разработана совместно с Университетом прикладных наук Гамбурга. Преподаватели и авторы курса – Людмила Веселова и Наталия Рибберинк – рассказали о содержании дисциплины, ее важности для студентов и своих ожиданиях.

Университет прикладных наук Гамбурга

Университет прикладных наук Гамбурга
Википедия

– Людмила, расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания курса?

Мы сотрудничаем с проф. Рибберинк уже несколько лет, а в прошлом году Наталия стала приглашённым преподавателем на нашей программе. Студенты с большим интересом отнеслись к ее курсу и к возможности познакомиться с международным опытом, который есть у Наталии. Поэтому, когда пришла информация о конкурсе на реализацию совместного онлайн-курса между двумя университетами, мы решили, что это отличная идея соединить наших студентов и дать им шанс поработать вместе и обменяться опытом. Учитывая, что дисциплина посвящена рынкам труда в Европе, России и Азии, которые значительно отличаются друг от друга, студентам из разных стран будет полезно обменяться как своими наблюдениями, так и познакомиться с ситуациями в конкретных регионах.
 

– Наталия, как вы стали частью нового формата дисциплины?

Мы с Людмилой Веселовой начали сотрудничество несколько лет назад в рамках исследовательского проекта с Гамбургским университетом прикладных наук. Она приезжала на научно-исследовательский семинар, который был организован на базе моего факультета на тему менеджмента талантов и гендерных вопросов в сравнительном анализе России, Китая и Европы, и с тех пор мы вместе работаем над различными исследованиями в этой сфере. Также я уже дважды преподавала в Вышке: курс по методологии на МП «Бизнес и политика в современной Азии» и ведение бизнеса в Европе на бакалавриате московского кампуса. У меня остались самые положительные впечатления об уровне подготовки студентов, поэтому мы отреагировали на заявку, которая была опубликована Вышкой и решили податься. Были очень рады, что инициативу поддержали.
 

– Расскажите, пожалуйста, чему будет посвящен курс?

Людмила: Новый курс называется «Изменение рынка труда: сравнительные исследования из Европы и Азии» и посвящён изучению ведущих трендов на рынке труда в европейских и азиатских странах и тем изменениям, которые произошли в этих регионах за последние 30 лет. Мы понимаем, что страны Европы и Азии находятся в постоянной динамике: например, в Китае ситуация изменяется каждые 10 лет. Наша программа «Бизнес и политика в современной Азии» готовит специалистов-практиков, и мы рассчитываем, что наши выпускники либо уедут работать в Азию, либо будут взаимодействовать с азиатскими партнерами, поэтому важно, чтобы студенты понимали тренды и текущую ситуацию с трудоустройством: стоит ли им после окончания университета искать работу на Востоке или их карьерные перспективы благоприятнее в России и Европе.

Курс является практико-ориентированным и поможет студентам разобраться в мировых рынках труда. До сих пор существует мнение, что при знании азиатского языка можно спокойно найти работу, но на практике, даже если вы знаете китайский, японский или корейский язык, это не гарантирует вам трудоустройство. Тенденции и запросы работодателей и компаний меняются, и этот курс как раз позволит студентам узнать, что происходит на самом деле, что изменилось и каких трансформаций ожидать в будущем. Также мы планируем раскрыть вопросы некоторых национальных особенностей бизнеса в странах и затронуть вопрос гендерного неравенства. В курсе предусмотрены лекции, посвящённые статусу женщин на рынке труда. Этот аспект важен: если посмотреть на состав студентов, то среди них преобладают девушки, и в целом по статистике на российском и азиатском рынках труда процент работающих женщин уже превышает 60%. То есть мы видим, что женщины становятся основной движущей рабочей силой.

 

– Что уникального в новом курсе и чем он будет отличаться от подобных?

Наталия: Перед разработкой курса мы изучили имеющиеся учебные планы и пришли к выводу, что подобных дисциплин еще нет. А если они есть, то преимущество нашего курса будет заключаться в сравнительном фокусе. Мы возьмем за основу менеджмент талантов и управление кадрами и проведем сравнительный анализ рынков труда Азии и Европы на самых репрезентативных примерах. В Азии – это Китай, Корея и Индия, а в Европе рассмотрим Германию, Нидерланды и Скандинавские страны. Возможно, расширим фокус на некоторые страны Южной Европы. Также обязательно затронем вопрос влияния пандемии на рынок труда и рассмотрим новые явления, возникшие в ее результате. Например, в Европе сейчас популярен концепт new work – переход от стандартных офисных паттернов организации труда к новым концепциям работы вне офиса, другим временным форматам и так далее. Мы будем сравнивать применение этих концепций в Азии и Европе и анализировать, какое они находят распространение. Здесь также интересен вопрос того, как правовая база реагирует на новую реальность. Сейчас в Европе делают поправки в законодательство, которые разрешают работу из дома вне условий пандемии и приравнивают домашние условия к офису. Это, на мой взгляд, очень любопытные процессы.

Людмила: Кроме того, уникальной спецификой курса является то, что у нас есть отдельные специалисты по Востоку и по Европе. Мы сможем поделиться со студентами теми знаниями, которыми сами обладаем в наибольшем объёме. Плюс курс будет реализовываться на английском языке и будет объединять студентов двух университетов. Мы думаем, что совместный онлайн-курс станет замечательной возможностью познакомиться с другой системой образования и обменяться опытом. С точки зрения преподавания дисциплина будет сочетать в себе методы немецкой и российской школ, что служит еще одним приятным дополнением к другим уникальным чертам курса.  
 

– Какими навыками и знаниями будут обладать студенты по окончанию курса?

Наталия: Во-первых, это понимание функционирования рынков труда как в целом, так и в сравнительной оценке, а также знание глобальных трендов, которые нужно учитывать при поиске работы и планировании карьеры. Студенты – это потенциальные участники рынка труда, и с точки зрения теоретической и практической пользы, этот курс является одним из ключевых для выпускников университетов, потому что он научит ориентироваться в том, что происходит на глобальном рынке труда: где и какие предлагаются вакансии, какие тренды в определенных странах, как на них реагировать и какие навыки востребованы у работодателей. Во-вторых, курс будет полезен с точки зрения разнообразия методологических подходов. Мы планируем для студентов работу с групповыми проектами, подготовку презентаций и видеороликов, знакомство с форматом обзора литературы – все будет зависеть от наших технических возможностей. Я думаю, что это подготовит их к тому, что их ждет в профессиональной карьере.

– Наталия, вы имеете опыт преподавания и в российском университете, и в немецком. Как вам кажется, каким опытом могут обменяться между собой студенты и преподаватели Питерской Вышки и Университета приклданых наук Гамбурга?

Мне кажется, что с точки зрения гамбургского опыта, будет полезно обменяться с российскими коллегами практикой более тесного контакта с бизнесом. Мы достаточно плотно взаимодействуем с компаниями, имеющими штаб-квартиры в Гамбурге, а также с глобальными корпорациями. Все исследовательские проекты и взаимодействия с компаниями имеют прикладной характер. Я думаю, что мы попытаемся это обеспечить и в рамках дисциплины. С точки зрения российского опыта и его полезности в Европе – здесь однозначно широкая палитра различных теоретических и методических концептов и подходов. Европейский подход очень прагматический и имеет прикладной характер, иногда не хватает широты мышления в плане фундаментальных знаний. Я думаю, что эта комбинация будет очень интересна и полезна студентам и преподавателям обоих университетов. 
 

– На ваш взгляд какие перспективы есть у подробных совместных курсов?

Людмила: На мой взгляд, это очень замечательный и перспективный проект. Во-первых, он помогает усилить наше международное взаимодействие. Сейчас в период пандемии сложно встречаться с коллегами лично и, к сожалению, конференции, которые проводятся онлайн, потеряли одно из своих ключевых преимуществ – возможностью коммуникации с коллегами и обмена идеями. Конечно, мир адаптируется, и даже в рамках онлайн форматов появляются новые возможности взаимодействий. Например, начиная работу над этим курсом, мы с профессором Рибберинк задумались о том, чтобы опубликовать совместную статью и успели запустили опросники по статусам и ролям женщин на рынках труда. Мы уже собрали материалы по России и Евросоюзу, сейчас ждём результатов по Китаю и Америке. Поэтому мне кажется, что подобные курсы позволяют запускать механизмы дополнительного взаимодействия и помогают в расширении сотрудничества университетов.
 

– Какие у вас ожидания от курса?

Наталия: Я настроена позитивно. Хотелось бы, чтобы подобные дисциплины и практики перешли в систематический характер взаимодействия, и чтобы этот пилотный проект себя оправдал и был поставлен на долгосрочные рельсы. Или возникли продолжения в виде исследовательских и студенческих проектов. Мы выиграли еще два гранта на сотрудничество, и будем надеяться, что нам удастся объединить и выстроить долгосрочное и продуктивное сотрудничество между вузами.


Людмила: Я надеюсь, что этот курс пройдёт успешно, и мы получим хорошие отзывы от студентов. Хочется верить, что если опыт окажется успешным, то это поставит перед нами новую задачу расширять сотрудничество и искать коллег, которые готовы вместе разрабатывать композитной курсы. На мой взгляд, это очень важный элемент международного сотрудничества между университетами. Для студентов важна международная среда, которая помогает им существовать в едином мировом студенческом сообществе и является важной частью обучения. Учитывая курс Вышки на интернационализацию и диджитализацию, если опыт таких курсов будет успешным, я уверена, что их количество в следующем году намного возрастёт.