"Быть молодым преподавателем значит быть ближе к студентам в понимании их потребностей и трудностей" - Дарья Ходоренко и Екатерина Черных об опыте работы со студентами АДГО
В Вышке нередко встречаются преподавательские тандемы. Наша программа – не исключение. Мы поговорили с двумя преподавателями АДГО – Екатериной Черных и Дарьей Ходоренко об их совместной работе, научном бэкграунде, студентах и образовании.
Дарья Ходоренко:
Меня зовут Дарья Константиновна Ходоренко. Я — аналитик Научно-учебной лаборатории “Социология образования и науки” и старший преподаватель департамента социологии. Если говорить про образование, то я закончила магистратуру Вышки и дополнительно магистратуру Европейского университета. То есть мой образовательный путь получился разнообразным.
Курс, который мы преподаем с Екатериной Юрьевной Черных, учит аналитически мыслить и грамотно делать свои исследования. На программу приходят ребята с разным опытом, а наш предмет помогает изучить правила работы с теорией и данными, сформировать общее понимание, что такое хорошо и плохо в социальных исследованиях. Поэтому он подходит как для социологов, так и для политологов.
К каждому занятию мы читаем теоретические главы из двух учебников и эмпирические статьи на разные темы. Будущие магистры учатся разрабатывать теоретические модели и думать о том, как можно их проверить на реальных данных. Они разбирают свои предыдущие работы, например курсовые и дипломные исследования, а затем предлагают проект с использованием знаний из нашего курса. Кто-то сразу начинает работать над темой исследования в магистратуре, а часть ребят переделывают свои ранние проекты. В результате у магистров получается более глубокое понимание, как делать исследования. Некоторые студенты изначально ошибочно думают, что они уже всё знают и курс про методы им не принесет пользы. Опыт показывает, что каждый студент находит для себя новые знания, улучшает свои навыки аналитического мышления и работы с данными.
Мы решили, что будет круто, если два преподавателя одновременно будут вести курс. Мы обе учились социологии в Питерской Вышке и знаем, что самые лучшие дискуссии получаются на научно-исследовательских семинарах, где пары ведут два преподавателя. Есть два профессиональных мнения и живое обсуждение, студенты получают в два раза больше обратной связи к своим работам. Понятно, что не всегда удаётся вести пары вместе. У каждой из нас есть ещё другие курсы, но мы очень старались быть максимально включенными на каждом этапе дисциплины. Это был мой первый опыт преподавания студентам политологам. У ребят были необычные темы исследования. Иногда я приходила домой вечером и читала о чём-то новом, что услышала в докладах ребят про азиатские страны, культуру и экономику. Для магистров область моих научных интересов тоже была необычна. Мой обширный опыт исследователя образования и неравенства позволяет иллюстрировать примерами разные темы курса: как правильно делать, что будет, если сделать иначе.
Я преподаю 6 лет. Каждый год отличается от предыдущего. Преподавание не превратилось в рутину для меня. И надеюсь, что такого никогда не случится. Каждый год новые студенты и темы поддерживают мой интерес, желание совершенствоваться, искать новые приемы в преподавании. Безусловно вдохновляет работа с коллегами, которые как и я, стремятся развиваться в преподавании и делать курсы одновременно полезными и увлекательными.
Екатерина Черных:
Курсы, которые я веду — "Методология и методы социальных и политических исследований" и "Проектный семинар" — имеют разные акценты, но обе дисциплины направлены на развитие критического мышления у студентов.
Проектный семинар — это высоко адаптивная и интерактивная дисциплина. На этом курсе мы читаем и обсуждаем исследования, связанные с темами курсовых работ студентов. Особое внимание я стараюсь уделять методам анализа, которые являются нетрадиционными для социальных и политических наук, для того чтобы показать студентам что их идеи для исследований не должны ограничиваться только общепринятыми подходами. Например, в этом году мы много времени посвятили изучению методов машинного обучения (ансамблевые модели для регрессии/классификации, ассоциативные правила, кластеризация и др). Мы разбирали необходимую теорию, практиковались применять методы в R, а также обсуждали идеи того, как методы могут применяться в социальных и политических исследованиях .
Курс "Методология и методы социальных и политических исследований" охватывает классические темы: виды исследований, количественные и качественные методы, методы сбора и анализа данных. Однако уникальность курса в том, что мы также изучаем подход аналитической социологии, который фокусируется на разработке теорий через каузальные модели. В этом году курс стал особенно интересным благодаря разнообразию студентов — к нам присоединились студенты с других магистерских программ, что привнесло разнообразие в тематику проектов и обогатило дискуссии. Такой междисциплинарный обмен позволяет студентам видеть исследовательские задачи с разных углов и находить нестандартные решения.
Мой социологический бэкграунд играет ключевую роль в преподавании. Уже практически 5 лет я работаю в лаборатории СЛОН. Благодаря этому опыту я приобрела глубокие знания и практические навыки в области социальных исследований. Сейчас моя цель — передать студентам эти знания, научить их критически мыслить и применять методологические подходы на практике.
Что касается моего возраста, быть молодым преподавателем значит быть ближе к студентам в понимании их потребностей и трудностей. Я сама недавно прошла через те же этапы обучения и стараюсь предлагать свежие подходы к преподаванию. Я стремлюсь создать такую атмосферу на своих курсах, где каждый студент чувствует себя мотивированным и способным достичь высоких результатов.
Ходоренко Дарья Константиновна