• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обращение научного руководителя программы к поступающим в магистратуру «Кросс-культурные исследования в контексте международных отношений»

Обращение научного руководителя программы к поступающим в магистратуру «Кросс-культурные исследования в контексте международных отношений»

Фото из личного архива Е.И. Зеленева
Научный руководитель программы
«Кросс-культурные исследования в контексте международных отношений»
профессор Евгений Ильич Зеленев о целях и задачах новой магистратуры.

1. Зачем сюда поступать и чему они могут научить?

Когда-то в эпоху тотального марксизма в ходу была шутка о «двух важнейших вопросах современности» - что делать? (так назывался «революционный» роман Н.Г.Чернышевского) и с чего начать? (по названию статьи В.И.Ленина). Поскольку ответы на поставленные вопросы для читающих эту статью скорее всего очевидны (на первый – учиться в магистратуре, а на второй – изучить имеющиеся в образовательном пространстве предложения), предлагаю еще больше «революционизировать» стремление абитуриента, задав два следующих вопроса: «Зачем сюда поступать и чему они могут научить?», вынесенные в название этого параграфа.

Вопросы поставлены резко, за гранью приличия, зато конкретно и честно, как того требуют обстоятельства судьбоносного выбора, перед которым стоит абитуриент магистратуры: тратить впустую два года жизни никому не интересно.

Попробуем также конкретно и честно ответить на эти вопросы, поддерживая подобающий в этом случае уровень академических приличий – иными словами избегая грубой фамильярности, провокационно содержащейся в вопросах и абсолютно чуждой кросс-культурным исследованиям.

2. Что будет с миром в ближайшие 70-80 лет?

Прежде чем ответить на поставленные реальные вопросы зададим вопрос риторический.  Что ждет человечество в ближайшие 70-80 лет, то есть в тот отрезок времени, который, с учетом увеличения продолжительности жизни, придется на активную жизненную фазу нынешних абитуриентов, а через пару лет, возможно, уже выпускников нашей магистратуры?

Глобализация безусловно продолжится, затрагивая основные сферы жизнедеятельности человека: экономику, политику, социальную сферу и культуру. Серьезные эксперты уверяют, что глобальная экономика поглотит локальные экономические модели не ранее, чем через столетие, примерно тогда же следует ожидать начало замены нынешней политической системы, основанной на принципах вестфальского суверенитета отдельных стран, на глобальную политическую систему с общемировым суверенитетом.

Едва ли стоит ожидать, что в ближайшие сто лет возникнет однородная глобальная социальная среда, где не будет бедности и унижения большинства меньшинством. Современные тренды говорят об обратном, пропасть между богатыми и бедными странами и людьми только увеличивается. Об этом с энтузиазмом пишут в своих работах Э.С.Райнерт, Д.Аджемоглу, Дж. Робинсон и многие другие.

Остается сфера культуры и все связанные с ней стороны духовной жизни общества, так или иначе затрагивающие экономику, политику и социальную жизнь. Так вот, эксперты сходятся во мнении, что благодаря интернету и другим информационным технологиям глобальная культура уже развивается опережающими темпами, а в ближайшие, заметьте, не века и десятилетия, а годы, будет развиваться еще стремительнее. Все говорит о том, что глобальный культурный фон, глобальное идеологическое пространство, глобальная духовная атмосфера, в которых будет происходить унификация других форм жизнедеятельности, сформируются уже при жизни двух-трех ближайших поколений людей, то есть как раз в тот временной период, который нас интересует.

Сейчас Вы можете исповедовать любые культурные стили и направления, но жить приходится в той культурной стилистике, которая задана преобладающей в данной стране «национальной культурой». Спустя всего несколько десятилетий фоновой культурной стилистикой будут уже не локальные культурные паттерны «национального» типа, а доминирующие общемировые глобальные кросс-культурные тренды.

С этим тезисом трудно спорить, так как противоположные примеры имеют скорее исключительный характер.

Как произойдет переход от локальных культур к глобальному культурному пространству, что Человечество сохранит из прежнего культурного наследия, а что безвозвратно канет в лету, как это произошло, например, с древнеегипетской культурой, живые носители которой «растаяли» в процессе мирового культурного взросления, сохранится ли понятие культурного центра и культурной периферии, и кто будет архитектором и хранителем общечеловеческого культурного наследия? Ответы на все эти вопросы даст уже нынешнее поколение молодых людей и несколько ближайших грядущих поколений землян.В контексте нашего обращения речь идет о Вас, будущих студентах и выпускниках магистратуры «Кросс-культурные исследования в контексте международных отношений». Поскольку предлагаемая Вашему вниманию магистерская программа призвана хотя бы отчасти восполнить острую нехватку специалистов-профессионалов, которых условно можно определить как «архитекторов», «хранителей» и «адаптаторов» возникающих на наших глазах элементов общечеловеческой культуры в разных ее проявлениях – в политике, в экономике, в праве, в социальных отношениях и т.д.

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

3. О культуре и кросс-культурных исследованиях.

Один весьма гадкий исторический персонаж утверждал, что при слове «культура» у него непроизвольно дергается указательный палец правой руки. В милом советском фильме «Достояние республики» актер Игорь Кваша, игравший атамана шайки бандитов, утверждал, что высшее удовольствие интеллигентного человека – это уничтожить мировой шедевр. Увы, комплекс Герострата – желание возвысится с помощью уничтожения плодов чужой гениальности, и сегодня присущ некоторой части рода человеческого. Выдающийся американский этнограф и антрополог Льюис Морган связывал этот комплекс с такими этапами развития человечества как дикость и варварство. В любом цивилизованном обществе подобные наклонности неуклонно подавляются путем их безусловного порицания. Тут мы подходим к самому главному. Кросс-культурные исследования – это исследования цивилизационного уровня, точнее межцивилизационного, а вандализм в сфере культуры – объект их борьбы вплоть до полного искоренения.

Поэтому, если Вы чувствуете в себе комплекс Герострата, то либо не поступайте на нашу магистерскую программу, либо поступайте, но с твердым намерением победить в себе варвара и вступить в сообщество цивилизованных людей, причем цивилизацию Вы выберете себе сами. Ведь это только в научных трудах цивилизации существуют как бы сами по себе, а в жизни каждый человек сам строит свою цивилизацию сообразно тому, как он понимает культуру, что его радует и огорчает, к чему он стремится.

Культура не в бытовом, а в философском смысле, это не только искусственные формы и модели заученного поведения, но и среда обитания человека и социумов, без которой политика, экономика, социальная жизнь лишаются смысла. Именно этот расширенный смысл понятия культура подразумевается в предлагаемом Вам магистерском курсе.

4. Международные отношения.

Дело в том, что кросс-культурные исследования в контексте международных отношений рождены реалиями глобализации и представляют собой одно из важнейших направлений научных поисков в области гуманистики. Сегодня в принципе нельзя рассматривать международные отношения и питающие их экономику и политику, в отрыве от государства, а человека в отрыве от культуры. Государство через человека оказывается связанным с культурой, которая влияет как на экономику и политику в целом, так и на международные отношения как одну из их функций.

Диалогическая триада «государство-человек-культура», лежит в основе кросс-культурного анализа и, примененная в исследовательской практике, открывает возможности для анализа хода и последствий провозглашенной Клаусом Швабом «четвертой промышленной революции как имеющей творческое начало, ориентированное на человека, а не как дегуманизирующей и обезличивающей силы».

Управление промышленной революцией не подвластно «одному человеку, отрасли, региону или культуре». «С помощью радикальных технологических изменений мы имеем возможность поразмышлять, кто мы есть на самом деле и как мы воспринимаем мир» (Клаус Шваб, 2014 г.).Это высказывание одного из самых компетентных  экономических и технократических экспертов современности указывает (и в его книге об этом прямо говорится) на необходимость «создания позитивной, единой и многообещающей концепции, благодаря которой отдельные люди и сообщества из всех стран мира смогут принять участие в текущих преобразованиях и воспользоваться их преимуществами».

Эта задача с разной степенью успешности уже решается. Сформировать сначала мультикультурную, а в дальнейшем кросскультурную концепцию глобального взаимодействия людей и стран стремятся в своих сочинениях Ричард Талер (Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать»), Джозеф Стиглиц («Цена неравенства»), Стив Кейс («Третья волна интернета. Какими качествами должен обладать предприниматель будущего»), Джошуа Купер Рамо («Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости») и многие другие выдающиеся мыслители современности.

Кросс-культурная триада «государство-человек-культура», оказываясь в контексте международных отношений, формирует сложную многоуровневую ментальную структуру, включающую в себя около 200 государств, почти 8 миллиардов человек и более чем 600 культурных моделей.

5. О чем молчит Клаус Шваб?

С большой определенностью и конкретностью идея кросс-культурного синтеза как способа существования и кросс-культурного анализа как метода познания выражена в последней работе Клауса Шваба (Stakeholder Capitalism: A Global Economy that works for Progress, People and Planet. 2021). В его рассуждениях о будущей глобальной экономике и соответствующей ей глобальной политической системе общим местом становится призыв к замене государственного геополитического эгоизма и антагонизма на всеобъемлющее сотрудничество стран и народов во имя «гармонии», «кооперации», «доверия», «безопасности» и тому подобные. Не все верят в искренность этих призывов, и даже обрушивает гневные обличения на голову Шваба и швабианцев.

НО давайте оставим без внимания популизм и в известном смысле интеллектуальный эгоизм К.Шваба и его коллег, отметив, что все они «отраслевики», мыслящие категориями своих научных дисциплин (экономики, социологии, правоведения, истории и политологии), и, как говорится, что с них возьмешь. Тогда как «революционная эпоха», которую они провозглашают, нуждается для своего понимания прежде всего в новом «наддисциплинарном» подходе, свойственном востоковедению, то есть не только в синтезе знаний внутри одной или нескольких научных областей, но и в способности объединить весь арсенал научного познания, дающей возможность управлять общественными процессами на мультикультурном уровне.

Именно этому умению управлять общественными процессами на мультикультурном культурном уровне и учит данная магистерская программа, предлагающая студентам освоить следующие универсальные для всей программы компетенции, которые мы с некоторой осторожностью предлагаем Вашему вниманию, поскольку задача эта революционная (уже без кавычек) и прежде никогда и никем не решавшаяся:

1. Важнейшей универсальной компетенцией программы является умение выпускников распознавать и управлять «культурным шоком» (Kalervo Oberg), неизбежно возникающим на фоне конфликта старых и новых культурных норм или конфликта двух и более культур на уровне индивидуального и группового сознания.

Эта компетенция важна для понимания коллизии «вестернизации», «модернизации», реформ, оппозиционных процессов, а на межгосударственном уровне остро проявляется в пресловутом вмешательстве во внутренние дела, столь характерном для межгосударственных отношений большинства стран Азии и Африки.

2. Вторая важнейшая компетенция - овладение методиками кросс-культурного менеджмента, понимаемого как управление отношениями, возникающими между организованными государством и спонтанно существующими культурными формами.

3. Знание принципов ведения международного протокола, особенности протокольной практики стран Азии и Африки, протокол подписания соответствующих международных соглашений в различных областях дипломатической, политической, торгово-экономической и иной деятельности.

4. Освоение методик исследования факторов культуры, оказывающих стимулирующее или тормозящее влияние на развитие инновационных процессов (в широком смысле, охватывающем, наряду с экономикой и политикой специфическую сферу международных отношений) в обществах Азии и Африки, их сравнение по аналогичным параметрам с другими регионами глобального мира.

5. Выделение и моделирование кросс-культурных стереотипов поведения личности в разных мультикультурных средах и фронтирных зонах сосуществования культур в азиатско-африканском ареале с опорой на выявление культурных кодов самоидентификации личности и социумов.

6. Овладение на теоретическом и практическом уровне кросс-культурной концепцией «айсберга». Речь идет о том, что культура (политическая, экономическая, духовная, включающая искусства, науку, дипломатию) состоит не только из того, что мы видим и слышим, но из того, что лежит за пределами нашего восприятия (традиции, эстетика, образ жизни, представления о дозволенном и запретном, светском и сакральном, истине и справедливости, семейных и родственных ценностях и др.). Поскольку большинство «восточных» культур имеют интровертный характер и закрыты для непосвященных, проявление феномена айсберга при взаимодействии с ними неизбежно.

7. Особой компетенцией является умение исследовать причины межкультурных конфликтов, предупреждать и нейтрализовывать их на ментальном уровне.

8. Способность вести разнообразную (экономическую, политическую, дипломатическую и иную) деятельность с представителями разных культур на основе уважения культурных различий и формирования общей корпоративной системы ценностей, которые бы признавались каждым членом многонационального коллектива.

9. В особую компетенцию выносим менеджмент знаний (Найджел Дж. Холден), выходящий далеко за рамки экономики и бизнеса, но охватывающий также сферы человеческого взаимодействия в политической и социальной среде.

10. Владение методикой сравнительного культурологического анализа, который в условиях глобализации неизбежно должен сопровождать любую деятельность политико-дипломатического, экономического и общественного характера.

11. Умение применять кросс-культурный метод сравнительного анализа, когда осуществляется сравнительный анализ элементов двух и более культур, кодирование и раскодирование элементов культуры в рамках предельно широкого культурного ареала почти 600 культур, представленных в «Этнографическом атласе» (1967 г.) и более поздних сводах кросс-культурных исследований.