• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академический руководитель магистерской программы «Кросс-культурные исследования в контексте международных отношений».

Алёна Коробочкина о целях и задачах магистратуры.

Академический руководитель магистерской программы «Кросс-культурные исследования в контексте международных отношений».

Коробочкина А.В.

Философский взгляд на проблему.

Парадигма научного знания – это то, что объединяет членов научного и образовательного сообщества (Томас Кун). Применительно к нашей  магистратуре можно говорить о востоковедной парадигме научного знания, основанной на комплексном изучении стран и народов азиатского и африканского ареала. Именно так, поскольку в документах Минобрнауки под кодом 58.04.01 обозначена магистратура по Востоковедению и африканистике, то есть магистратура, предмет изучения которой охватывает всё азиатское и африканское пространство.

Более того, на нашей магистерской программе получат поддержку не только региональные, сугубо азиатские или африканские исследования, но и межрегиональные, то есть афро-азиатские. К таким направлениям, например, относятся кросс-культурные исследования, связанные с китайской, индийской или японской политико-экономической активностью в Африке, или миграцией африканцев в Азию или азиатов в Африку.

Специфика кросс-культурных исследований состоит в том, что приоритет не отдается какой-либо одной культуре и культурному паттерну, а культурное многообразие рассматривается как неизбежное и даже необходимое условие любой современной цивилизованной продуктивной деятельности.

Востоковедная парадигма научного знания рассматривается как рамочное пространство, в пределах которого допустимо использовать весь арсенал современных отраслевых наук, прежде всего, истории, лингвистики, литературоведения, культурологии, психологии, антропологии, международных отношений, политологии, социологии, экономики и права. Нет сомнения, что современные гуманитарные исследования потребуют привлечения методов информатики, кибернетики и баз данных.

Таким образом, пушкинское «все флаги в гости будут к нам» в полной мере относится к нашему образовательному проекту, двери которого открыты для всех выпускников востоковедного бакалавриата, кто уже мыслит, или хочет мыслить нетривиально, кто видит Мир как единое целое и верит в возможность широчайшего симбиоза культур как ключевого пререквизита реальной глобализации. Именно таких личностей мы ожидаем увидеть на нашей программе.

Чему Вас будут учить и зачем?

Отвечая на вторую часть вопроса – зачем – скажем прямо, для тех, кто хочет вырваться из повседневной рутины, дерзнуть и стать архитектором своей судьбы, наша магистратура даст шанс выстроить уникальную траекторию образования «2+2», когда за четыре года должно получиться сначала защитить магистерскую диссертацию и стать магистром востоковедения, а затем поступить в аспирантуру НИУ ВШЭ, за два года (вместо трех) написать и защитить кандидатскую диссертацию или диссертацию PhD. Гарантия успеха состоит в том, что уже в магистратуре на исследовательском треке ставится задача написать под чутким научным руководством и опубликовать две статьи в журналах соответствующего научного уровня. Работая по сквозной тематике и в магистратуре, и в аспирантуре, аспирант получает возможность в аспирантуре компенсировать пятый год учебы в востоковедном бакалавриате, а для тех, кто завершил четырёхлетний бакалавриат, на целый год ускорить получение научной степени. Если же преемственность в тематике удастся начать с бакалавриата, то путь к успеху на научном поприще окажется еще короче.

Для тех, кто не найдет себя на академическом треке, мы предоставим возможность учиться на треке общей направленности, ориентированном на получение экспертной работы в крупных государственных структурах, сфокусированных на работе с азиатскими и африканскими партнерами (МИД, Минэкономразвития, Минобразования, Россотрудничество, комитеты при правительствах Москвы, Санкт-Петербурга и т. д.), в аналитических структурах частных компаний и в общественных и политических организациях и фондах (СМИ, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, Комитет гражданских инициатив и другие).

Что касается контента обучения, то о нем проще всего составить себе представление, познакомившись с учебным планом магистратуры, который наряду с методологическими теоретическими курсами, например, имеет ряд практических курсов, прежде всего языковой направленности, задача которых повысить языковую подготовку обучающегося в сферах, связанных с международными отношениями. Например, на протяжении двух лет благодаря лингво-культурологическим семинарам магистранты смогут повышать уровень владения своим основным восточным языком или с нуля выучить новый восточный язык. В настоящее время на выбор предлагаются такие языки как арабский, китайский, корейский, японский и хинди. Однако, как следует из названия курса, студенты не просто изучают язык как таковой, но и знакомятся с особенностями культуры, повседневной жизни, политики и экономики страны и региона изучаемого языка. То есть, данная дисциплина даёт гораздо больше, нежели чем просто языковые навыки. Это именно симбиоз нескольких дисциплин.

Также учебный план предполагает знакомство магистранта с теорией и практикой переговорного процесса, особенностями работы дипломатического протокола (поиск психологического взаимопонимания в работе международных команд, профилактика, предотвращение, разрешение конфликтов разной природы и уровня и т д.). Среди методологических теоретических курсов особенно хотелось бы выделить такие дисциплины, как «Современные теории международных отношений и политические процессы в Азии и Африке», «Культурные процессы и кросс-культурные взаимодействия в Азии и Африке», «Эстетические принципы культур Азии и Африки и их влияние на поведенческие стереотипы».

Мы можем смело сказать, что учебная программа построена таким образом, чтобы студент изучил разные подходы проведения междисциплинарных, мультикультурных и кросс-культурных исследований, и составил комплексное, многогранное представление об изучаемом регионе и проблематике. Кроме того, такие практикоориентированные дисциплины, как «Практический курс по переговорному процессу со странами Азии и Африки» и «Лингво-культурологические семинары», позволяют апробировать полученные ранее знания и выработать новые компетенции.

Основной целью научно-исследовательской деятельности как на исследовательском треке, так и на треке общей направленности является выработка компетенций, необходимых для проведения качественного исследования и написания аналитических работ и научных статей. Кроме того, в рамках семинара наставника у каждого студента будет время, чтобы обсудить с руководителем актуальные вопросы, получить совет по выбору дисциплин и т. д.

Кто будет Вас обучать?

Возраст преподавателей колеблется от 27 до 67 лет. Средний возраст всех участников проекта – 39 лет. Из этого можно сделать вывод, что магистратура укомплектована преимущественно молодыми специалистами, но при этом все они имеют научные степени, за исключением нескольких иностранных преподавателей восточных языков. Вести занятия на данной программе будут не только преподаватели санкт-петербургского, но и московского кампуса НИУ ВШЭ, преподаватели из других ВУЗов страны, а также специалисты-практики, создавая, таким образом, единое востоковедное пространство. Это огромный плюс программы, так как студенты смогут познакомиться с разными научными и образовательными школами, исследовательскими подходами и методами преподавания.

Возможны ли стажировки?

Для многих студентов вопрос зарубежных стажировок остается крайне важным. К сожалению, из-за пандемии коронавируса и санкционных ограничений многие студенты не смогли поехать на стажировку или же вынуждены были пройти её онлайн, что, конечно же, не может стать достойной заменой реального обучения за рубежом. Ведь в рамках стажировки мы не только слушаем лекции, проходим определенные курсы и поднимаем уровень языка, но и в реальных условиях знакомимся со страной, ее населением, культурой, особенностями, плюсами и минусами, создаем межкультурные связи. В связи с этим мы всячески поощряем участие студентов в международной академической мобильности и предоставляем возможность прохождения полугодовых стажировок в странах азиатско-африканского региона, например, в Индии, Китае, ОАЭ, Республике Корея, Сирии, Японии и многих других.

Чтобы еще вы хотели добавить?

Хотела бы сказать, что наша программа – это уникальная возможность получить комплексное востоковедное образование в красивейшем городе на Неве. Неспешный ритм жизни Старого Петербурга, обилие исторических достопримечательностей, музеев, научных коллекций, академических институтов и библиотек, связанных со странами Востока и Азии, станет подспорьем как при обучении, так и в обычной жизни. Вы сможете наслаждаться культурной жизнью Северной столицы и одновременно получать уникальное современное образование. Замечательная перспектива, не правда ли?