• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Говорит перекованный человек: “Пётр и Алексей” Я. Смелякова

Источник: Dmitry Rozhkov, CC BY-SA 3.0 // Ссылка: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Monument_to_Peter_the_Great_in_Petrozavodsk_4.jpg

Источник: Dmitry Rozhkov, CC BY-SA 3.0 // Ссылка: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Monument_to_Peter_the_Great_in_Petrozavodsk_4.jpg

Испокон веков были придворные поэты. Были и поэты-изгои; и тоже с самых давних пор. Во Франции в конце XIX века они назвались проклятыми.

Разумеется, репертуар у этих двух станов принципиально отличался. Сложно представить, чтобы Ломоносов вместо од императрице стал бы вдруг слагать обличительные сатиры вроде «Плача холопов». И уж совсем невозможно вообразить Данте, в порыве христианского всепрощения помещающего своих флорентийских недругов в Рай.

Но если что-то нельзя вообразить, это не значит, что оно не встречается в жизни. Мало того: встречается оно в самой причудливой и неожиданной форме. Достаточно спросить себя: поэт-изгнанник, в застенках, куда заточила его толпа, не устающий славить своих гонителей — это кто? Шут? Сумасшедший? Льстец, рассчитывающий на пощаду? Вот какие предположения первыми придут в голову. А между тем герой этой статьи — ни то, ни другое, ни третье.

Разговор пойдёт о поэте Ярославе Смелякове и его безответной любви. Но любовь эта была не к женщине и вообще даже не к человеку — это была любовь к государству рабочих и крестьян. Термин «патриотизм» едва ли подойдёт: у пролетария нет отечества. Нет, это был своего рода гуманизм, любовь к новой исторической общности — советским людям.

Да и как было не любить? Веками угнетаемый народ наконец воспрял духом, восстал ото сна и взял власть в свои руки. То, о чём грезил ещё Радищев, наконец свершилось, и Россия закружилась в очистительном вихре, который, впрочем, многие современники приняли за убийственный смерч.

Наступило время настоящей демократии — народ сбросил все мыслимые оковы, в особенности же оковы крючкотворства, чем так возмущались и чего в ограниченности своей не могли понять европейские господа. Им казалось, что народовластие невозможно без разного рода формальностей: разделения властей, многопартийности, свободы прессы, свободы предпринимательства и проч.

В народные глашатаи отбор был жесточайший, и самые невинные оплошности могли лишить человека вожделенного статуса. Скажем, Маяковский «хотел быть понят своей страной», рыцарской верностью служил народу, но на каком-то этапе перестал быть нужным, перестал быть понятным.

Или взять Бориса Пильняка. Он звал себя «писателем, имя которого рождено революцией, и вся моя судьба связана с революционной нашей общественностью», но в «Повести непогашенной луны» проскользнули намеки на убийство Сталиным Фрунзе. Пильняк писал покаянные письма и смог жить и работать ещё 10 лет, пока в 1937 году писателя не арестовали; год спустя он был расстрелян.

Однако тем, чья вина была не слишком тяжелой, давался шанс искупить её: для этого нужно было перековаться, принести пользу стране, потрудившись десяток-другой лет в исправительных лагерях.

Собственно, это и случилось с Ярославом Смеляковым.

Нет, никаких контрреволюционных грехов за ним не водилось и не могло водиться: выходец из рабочих, он был плоть от плоти советской власти, но ему случалось быть неосторожным со словами. Советский же народ твёрдо знал, что болтун — находка для шпиона, так что по этой части снисходительности от государства ждать не стоит. Сценарист Валерий Фрид вспоминает:

«В 34-м году молодой рабочий поэт, обласканный самим Бабелем, заметил по поводу убийства Кирова:

-- Теперь пойдут аресты и, наверно, пострадает много невинных людей.

…Ярославу дали три года».

Но семя учения на камни пало; Смеляков не исправился; снова позволил себе вольномыслие:

«Странное дело! О Ленине я могу писать стихи, а о Сталине не получается. Я его уважаю, конечно, но не люблю».

Что поделать! На этот раз с рецидивистом пришлось обойтись построже: Смеляков получил 25 лет лагерей.

На сей раз наказание произвело эффект. Уже и в лагерных его стихах «злобы не было. Только печаль и недоумение», после же лагеря последние остатки недоумения рассеялись. Долгожданная перековка произошла; вина была признана, Смеляков наконец ощутил своё полное единство с государством рабочих и крестьян, и отныне только и делал, что славил его безоглядно и безоговорочно.

О проступках своих вспоминал с отвращением:

«Урока мне хватило слишком,

Не описать, не объяснить.

Куда ты вздумал лезть, мальчишка?

Над кем решился подшутить?»

И вот, после «перековки», он взялся за наш сюжет – умерщвление Петром своего сына. Стихотворение «Пётр и Алексей» смотрит на дело по-новому, так, как люди прошлого, Мережковский или Ремизов, и помыслить не могли.

Но не станем входить в долгие объяснения: если на место Алексея поставить Смелякова, а на место Петра — могучую государственную машину, гигантское тело советского народа, то получится самое краткое и ёмкое описание смеляковской трактовки этого сюжета.

В самом деле, здесь есть и понимание того, до чего ничтожен, жалок оступившийся человек перед лицом карающей его силы:

«По-мужицкому широка,

В поцелуях, в слезах, в ожогах

Императорская рука.

Слова вымолвить не умея,

Ужасаясь судьбе своей,

Скорбно вытянувшись, пред нею

Замер слабостный Алексей.»

Есть тут и прямая (см цитированное выше «урока мне хватило слишком») параллель с собственной судьбой:

«Тайным мыслям подвержен слишком,

Тих и косен до дурноты.

На кого ты пошел, мальчишка,

С кем тягаться задумал ты?»

Но есть и осознание того, что такая расправа не своеволие и не жестокость, а заставляющая пренебречь личными чувствами государственная необходимость:

«Рот твой слабый и лоб твой белый

Надо будет скорей забыть.

Ох, нелёгкое это дело —

Самодержцем российским быть!»

Что Алексей, что Смеляков — вовсе не исчадия ада; они не лишены достоинств, но решает всё в конечном счёте масштаб:

«Молча скачет державный гений

По земле — из конца в конец.

Тусклый венчик его мучений,

Императорский твой венец».

Иной неубежденный читатель может спросить: но в чём же смысл такой погибели? Какая доблесть закончить свою ещё толком не начавшуюся жизнь с клеймом предателя на лбу и тусклым — хоть бы и терновым! — венчиком над ним? Какое геройство бескорыстно служить тому государству, который ни в грош тебя не ставит, который, безошибочно замечая всякий талант, гнобит и давит его, сколько бы обладатель этого таланта ни клялся в своей верноподданности? Ради увлекательного путешествия из Магадана в Воркуту и обратно? Зачем, тлея на костре, прославлять Святую Инквизицию?

Смеляков ответил и на этот вопрос.

Чем жить презренным, морально разложившимся изгнанником, и где-нибудь в Чехословакии получить нансеновский паспорт, или в Америке получать гонорары за “Лолиту”,

«…лучше уж русскую пулю

На русской земле получить», — писал он об аресте в 1937 князя Д. Святополк-Мирского, вернувшегося в Россию эмигранта.

Князь сам выбрал свою долю. Смеляков же не выбирал, и поначалу даже не мог понять логики, но потом возблагодарил государство за этот мудрый воспитательный приём.

Николай Константинов

Источники

  1. Фрид В.С. 58 1/2: Записки лагерного придурка. - М.: Издат. дом Русанова, 1996. - 480 с.
  2. Любимов Н.М. Неувядаемый цвет: в 2 т. Т. 2. – М.: Языки славянской культуры. – 2000–2004.
  3. Смеляков Я.В. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1979.
  4. Карабчиевский, Ю.А. Воскресение Маяковского. Мюнхен, 1985.

Другие темы курса