• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плейбэк-спектакль

«Плейбэк» дословно с английского переводится как «отыграй обратно», и это полностью отражает суть театрального формата, о котором пойдет речь в заключительной статье этого курса. 

Плейбэк-спектакль

В плейбэк-спектаклях изначально нет подготовленной сюжетной основы, а все действие строится на историях, рассказываемых в процессе представления зрителями. В том, как именно это происходит, сегодня и разберемся.

Погружаемся в атмосферу жанра

Вы оказываетесь в темной небольшой комнате. Здесь не больше 40 посадочных мест. В такой скромной обстановке вы оказались, потому что часто у плейбэк-коллективов нет своего постоянного помещения, а представления даются в арт-пространствах или небольших арендованных залах. Однако полумрачная атмосфера идет лишь на пользу предстоящему перфомансу: возникает таинственность, а зрители погружаются в действие, ни на что не отвлекаясь. Если вы пришли на плейбэк впервые, то, наверное, дальнейшее развитие событий будет для вас неожиданным. Вот на сцену выходят четыре актера, все в невыразительной черной одежде. Кроме них, перед вами еще два человека: в одном легко узнать музыканта, ведь он держит какой-либо инструмент, а второй – это (как вы поймете в дальнейшем) кондактор, то есть ведущий, который будет посредником между актерами и залом. Что дальше? Зрителей просят поделиться какой-либо историей. Кто-то рассказывает смешной, или печальный, или трогательный, или неловкий случай из жизни, а те самые четыре человека в черном воплощают его на сцене. Вы тоже решаетесь поделиться личной историей и завороженно наблюдаете за тем, как ее прочувствовали актеры. Взгляд на себя со стороны, новое понимание своего прошлого поведения – это лучшее, что вы сможете унести с собой с плейбэк-спектакля.

Из истории современной

В отличие от многих других современных театральных форм, плейбэк очень активно развивается не только в столице, но и в регионах. Это связано с тем, что организовать такой театр относительно просто. Ему не требуются просторные и современные помещения, большая труппа и ежедневные репетиции. Даже костюмы не нужны: одежда должна быть максимально нейтральной, чтобы не вызывать дополнительных эмоций и не отвлекать от актерской игры, поэтому и используется только черный цвет и повседневный стиль. Из-за непритязательности формата в разных городах возникает множество маленьких коллективов, для которых плейбэк – это не способ заработка, а социально значимый проект, дело для души или призвание [1].

Плейбэк-театр больше всего схож с жанром импровизации. Плейбэкеры, участвующие в постановке, не договариваются заранее, как будут играть, да и не могут этого сделать, ведь все зависит от истории, которая будет рассказана лишь в процессе выступления. Обучение искусству плейбэка и репетиции строятся вокруг сплочения, понимания партнера, умения прочувствовать и выразить действием, словом, звуком чужие чувства. Роль, которую играет зритель в подобных постановках, особая, она даже значительнее роли зрителя в иммерсивных спектаклях. Если в последних зритель – активный участник происходящего, то на плейбэке он является инициатором всего действия, давая актерам нарратив, основу для выступления.

Актеры при этом не просто пересказывают данный им сюжет. Чтобы импровизированное действие было структурировано, в плейбэк-театре традиционно существуют так называемые формы, в которые можно облечь историю. Форма задается кондактором и выбирается неслучайно, а в зависимости от типа рассказанной истории. Например, сюжеты о внутренних конфликтах часто отыгрываются в форме «Пары», когда актеры представляют собой противоборствующие начала, а истории с упором на чувства и ощущения могут принять форму «Эпизоды», в которой один актер запускает какую-либо эмоцию, а остальные присоединяются к нему, усиливая или дополняя ее [2].

Атмосфера плейбэк-выступлений

Иногда плейбэк-спектакль воспринимают как психотерапевтический сеанс, что неверно. Да, актеры-плейбэкеры проходят особую сертификацию: им предстоит работать с чувствами людей, поэтому необходимо освоить не только сценическое мастерство, но и некоторые аспекты психологии. Да, формат плейбэка используют при работе с особыми категориями людей, например, в Челябинске реализовывался проект, приобщающий к этому жанру воспитанников детдомов, причем дети в основном были не зрителями, а актерами [3]. Да, после спектакля зритель способен лучше понять себя, разобраться в чувствах и «отпустить» событие из прошлого. Однако улучшение психологического состояния может быть лишь побочным эффектом, а не главной целью [4]. Плейбэк – это в первую очередь искусство.

Из истории давней

Предвестником возникновения плейбэка считается «театр спонтанности» Якоба Морено – психиатра и психолога, основателя психодрамы. Еще в 1920-х он много писал о творческом потенциале человека, призывал отказаться от заучивания ролей и отдаться ощущениям, эмоциям, выстраивая театральное действие исключительно на их основе [5]. Однако Морено как врач все же в своих идеях больше делал упор на психологию, а не на искусство. Сам плейбэк-театр впервые возник в 1975 году в Америке благодаря Джонатану Фоксу и его жене Джо Салас. Фокс профессионально изучал театр, был драматургом и мечтал о новых форматах:

«Как бы мне хотелось, чтобы театр был совсем другим: живым, непредсказуемым, спонтанным, а авторами сценария были бы сами зрители!»

Джонатан и Джо организовали занятия для первой труппы, а со временем стали ездить с ней на гастроли за границу, что позволило формату распространиться в разных странах. Интересно, что социальная направленность была свойственна плейбэк-театру изначально: та самая первая труппа выступала в школах, домах престарелых и даже в тюрьмах. В 2014 году супруги-основатели плейбэка получили нобелевскую премию за мужество и социальные трансформации в мире [6].

В отличие от традиционного театра, плейбэк – это не только выступление, произведение искусства, но и форма общения между людьми [7]. Плейбэк всегда строится на диалоге, именно это является его главным отличием от других форматов. Именно потребность в окончательном разрушении «четвертой стены» между актером и зрителем и необходимость их непосредственного общения привели к возникновению жанра плейбэка.

Для кого это все?

Каждый хоть раз в жизни должен пережить опыт посещения плейбэк-спектакля. Это отличная возможность для рефлексии, переоценки собственного восприятия, ценностей. Даже если вы не готовы делиться собственной историей, сходите послушать и посмотреть истории других, ведь плейбэк создан в том числе для того, чтобы научить понимать и чувствовать окружающих и объединить людей.

Надеюсь, этот небольшой курс-погружение в современный театр был интересен и полезен для вас и теперь вы готовы открыться новому, чтобы театр тоже открылся вам с неожиданной стороны!

Валерия Соловьева

Рекомендации

Часто выступления плейбэк-театров – это нерегулярная история, поэтому в этот раз я порекомендую не конкретные спектакли, а наиболее известные коллективы плейбэкеров:

  1. «Playback01», Москва

- театр, который 6 лет проводит не только открытые перфомансы, но и импровизационные практики для бизнес-команд

  1. «Жили-были», Москва

- молодой женский плейбэк-коллектив

  1. «Парафраз», Москва

- плейбэк-театр, который отыгрывает истории еще с 2009 года и иногда даже ездит на гастроли

  1. «Плейбэк театр Санкт-Петербург»

- живой театр с выступлениями, открытыми репетициями и обучающими программами

Список источников

  1. Пчелина А. Елена Деревщукова про playback-театр: Мы никого не лечим (дата обращения здесь и далее: 23.02.2023)
  2. Розова И. Play it back!
  3. Дурманова И. Возвращая тебе историю. Как плейбэк-театр помогает ребятам из детских домов
  4. Сухова А. Что такое плейбек театр?
  5. Морено, Дж. Л. Театр спонтанности. Пер. с англ. С. Инкина; под ред. Б.И. Хасана. – Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. – 124 с.
  6. Салас Джо. Играем реальную жизнь в Плейбек-театре. – М.: Когито-Центр, 2009. – 159 с.
  7. Feldhendler D. Playback Theatre // Scenario: A Journal of Performative Teaching, Learning, Research. – 2007. – Т. 1. – №. 2. – С. 46-55.