• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спектакль-променад

Спектакли-променады выросли из иммерсивного жанра, которому была посвящена предыдущая статья курса.

Спектакль-променад

Иногда слово «променад» используют как синоним для обозначения все тех же иммерсивных постановок, если в них предполагается передвижение зрителей, однако сегодня мы поговорим об особом формате – спектаклях, проходящих на улицах города.

Погружаемся в атмосферу жанра

В назначенное время в назначенном месте собирается группа людей. Вы – среди них. Все пока стоят по отдельности, но каждый понимает, что вы здесь за одним и тем же. Внезапно из толпы выделяется один или несколько человек с огромным количеством наушников в руках. Вы получаете свой комплект, надеваете и сразу будто выпадаете из реальности: в наушниках уже звучит какая-то неземная мелодия, энергичный набор звуков или вступительное слово. Со стороны вашу группу воспринимают как экскурсантов, особенно когда вы начинаете двигаться вслед за человеком, пока более напоминающим гида, чем актера. Однако не все так просто. Вы пришли не послушать об исторических фактах, а погрузиться в полноценную историю. Может быть, она будет связана с окружающими вас локациями, а может, город – это лишь декорация к тому, что произойдет в ближайшие час или два. Когда голос проводника-актера продекламирует в ваших наушниках стихотворение, пропоет романс или разыграет диалог, вы точно поймете, что вы не на квесте или экскурсии, а на театрализованной прогулке, спектакле-променаде.

Из истории современной

Как и многие культурные новшества, формат театрализованных прогулок перебрался в Россию из Европы. Примерно после 2015 года жанр в нашей стране стал развиваться активнее, проник из столиц в регионы. Начали появляться спектакли с разными особенностями: в одних проводниками выступали профессиональные актеры в образах персонажей, в других за погружение зрителей в сюжет отвечали не артисты, но люди творческих интересных профессий, например, художники-граффитисты [1], в третьих же вообще не было реальных сопровождающих, а все действие развивалось благодаря заранее подготовленной аудиозаписи.

Второе рождение спектакли-променады получили во время пандемии [2]. Когда полный локдаун уже завершился, но театры еще не работали, аудиопрогулки заменили привычные спектакли. Создатели быстро адаптировались к условиям и начали выпускать променады индивидуального формата, в которых присутствует только один зритель, окружающие его улицы и голос в наушниках, подсказывающий, куда идти и что делать. Стали развиваться даже целые платформы, специализирующиеся только на аудиоспектаклях в локациях города, например, Мобильный художественный театр. Его постановки проходят на многих улицах Москвы и даже в МЦК, а в ролях можно услышать известных актеров: Елизавету Боярскую, Аглаю Тарасову, Михаила Боярского и других [3].

Трейлер спектакля-променада «Пигмалион» Мобильного художественного театра Михаила Зыгаря

Сейчас существует огромное количество вариаций театрализованных прогулок. Был даже опыт постановки спектакля-экспедиции или спектакля-путешествия: зрители на два дня выезжали за пределы МКАД и наблюдали за окружающей средой на драматургически выстроенном маршруте. Так проходила постановка «Сквозь / Скольжение по возможностям», созданная в 2018 году Всеволодом Лисовским. Вот что говорил о проекте сам режиссер [4]:

Главным является не спектакль, а исследование. Мы закупили физические приборы и будем проводить реальные замеры. Идеологически что главное в спектакле? Что происходит некое событие. Событие — это нечто, что оказывает воздействие на среду. Каким образом событие воздействует на среду, мы сказать не можем. Собственно говоря, проект — это попытка разработки алгоритма измерения трансформации среды в процессе события. И измерение при этом тоже становится событием. Спектаклем как таковым является перемещение.

Всеволод Лисовский

режиссер спектакля-экспедиции «Сквозь / Скольжение по возможностям» (Источник: https://commons.wikimedia.org)

Как уже было отмечено, спектакли-променады отличаются от привычных экскурсий. Основная разница заключается в том, что для экскурсионного маршрута самым важным является история достопримечательностей, которые планируется увидеть, тогда как для театрализованных прогулок ключевой момент - это максимальное раскрытие эмоций зрителя [5].

Из истории давней

Самыми ранними предшественниками театрализованных прогулок можно считать так называемые променад-концерты. Такие мероприятия проходили еще в XVIII и XIX веках и наиболее популярны были в Лондоне [6]. Они организовывались под открытым небом - в садах и парках. Изначально во время подобных вечеров публика лишь прогуливалась под музыку, однако позднее в программу стали добавляться акробатические номера, маскарады, что приблизило формат к театральному. Интересно, что со временем променад-концерты прекратили быть преимущественно аристократическим досугом, в них стали принимать участие и простые горожане.

Спектакли-променады в чистом виде появились значительно позднее. Они возникли из смешения традиционных экскурсий и театра. Во многом поиск новых форматов в этой сфере был связан с экскурсионными группами, состоящими их детей. В России еще в 1804 году «Школьный устав» закрепил важность выходов учеников на природу, посещений фабрик в целях обучения [7]. К 1910-м годам экскурсия стала полноценным образовательным методом, однако развитие формата на этом не остановилось. К концу XX века в экскурсии для детей стали добавлять элементы театрализации, выстраивать их ход по принципам драматургии, чтобы увлечь юных участников. Согласно современным исследователям, театрализованные экскурсии действительно стимулируют познавательную активность и вызывают сильный эмоциональный отклик [8]. Интерактивный формат прогулок с течением времени заинтересовал и взрослых, поэтому сейчас спектакль-променад – это развлечение для широкой аудитории разного возраста.

Для кого это все?

Если вы любите гулять пешком, если часто слушаете аудиокниги или подкасты, если на экскурсиях всегда ходите рядом с гидом, чтобы ничего не пропустить, то спектакли-променады должны вас впечатлить! Когда выбираете групповой формат, будьте готовы, что вам, возможно, придется взаимодействовать с другими зрителями и актерами. Если же хотите полностью погрузиться в действие и побыть наедине с собой, то лучше обратите внимание на индивидуальные аудиопрогулки. А еще спектакль-променад часто может стать хорошей возможностью исследовать новый город, поэтому не забывайте об этом формате в путешествиях.

Откройтесь новому, и театр тоже откроется вам с неожиданной стороны!

Валерия Соловьева

Рекомендации

  1. «Толстой. Москва и мир» Мобильный художественный театр, Москва

- прогулка по Москве начала XIX века с героями «Войны и мира» в наушниках

  1. «Ленинградский», Москва

- как заявляет РЖД, это первый в мире аудиоспектакль с эффектом погружения на вокзале

  1. «Чехов и Чайка» от «Спектакля пешком», Москва

- спектакль-променад на основе реальных событий, которые легли в основу чеховской пьесы

  1. «Наедине с городом», Санкт-Петербург

- спектакль-путешествие, позволяющий взглянуть на Питер новыми глазами

  1. «Проспект поэтов», Санкт-Петербург

- спектакль-променад по следам петербургских поэтов, проходящий с помощью чата в Telegram

Список источников

  1. Люкевич К. Спектакль "4elovekvmaske" (дата обращения здесь и далее: 16.02.2023)
  2. Бублик М. Аудиоспектакль-променад - тренд в сфере театра
  3. Официальный сайт Мобильного художественного театра
  4. Киселев А. Платон и смартфон: из чего состоит 48-часовой спектакль Всеволода Лисовского
  5. Соловова М. Cпектакль-променад: экскурсия + театр
  6. David Coke, Alan Borg. Vauxhall Gardens: A History. – 2011. – 473 с.
  7. Владимирова С. Н. История становления и развития экскурсионного дела в дореволюционной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – №. 7. – С. 30-32.
  8. Рябова Т. В., Фридолина Н. А. Театрализованная экскурсия в современных практиках социально-культурной анимации // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2020. – №. 2 (43). – С. 104-108.