• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иммерсивный спектакль

В прошлом материале мы поговорили о документалистике, о театре как отображении действительности. Однако для создания художественных образов и условной реальности у современных режиссеров тоже есть немало приемов.

Иммерсивный спектакль

Особого погружения в выдуманные сюжеты можно добиться при помощи иммерсивности. О ней сегодня и пойдет речь. Скорее берите билет, нас уже ждут на иммерсивном спектакле!

Погружаемся в атмосферу жанра

Скорее всего, придя по адресу из билета, вы окажетесь не в обычном зрительном зале. С равной вероятностью можно попасть на бывшую фабрику, в коммунальную квартиру, в дворянское имение или, как часто бывает, в место с говорящим само за себя названием «арт-пространство». Помещение без привычных рядов из обитых бархатом стульев кажется более просторным, еще до начала действия оно погружено в полумрак. Может быть, в нем есть хаотично расставленные непримечательные стулья, а может, сидеть и вовсе не придется. Если удастся заметить указатели, стрелки или темные проходы, уже будто зовущие в соседние комнаты, то, значит, место проведения постановки не ограничится одним залом. На лицах других посетителей, как и на вашем, легкая растерянность и предвкушение. Я неслучайно написала «посетители»: слово «зритель» в этом случае не совсем подходит. В ближайшие час-два вы не будете в роли безучастного наблюдателя, а окажетесь в центре всего происходящего. Почти наравне с актерами, но «играть» вы будете прежде всего для самих себя.

Из истории современной

Иммерсивный театр – театр, обеспечивающий эффект погружения, или вовлекающий театр. Это название достаточно новое: оно стало широко употребляться в Америке и Европе после 2011 года, когда в Нью-Йорке вышла постановка «Sleep No More», положившая начало активному развитию жанра [1].

В Россию и термин, и сам иммерсивный формат пришли еще позже. Позаимствованное название употреблялось не всегда корректно, да и до сих пор его часто используют как маркетинговый ход для привлечения внимания публики. Модным словосочетанием «иммерсивная постановка» называют квесты, экскурсии, перфомансы – все мероприятия, которые выбиваются из понимания классического театра и дают зрителю относительную свободу. Это подтверждает новизну формата, показывает, что его понимание среди создателей и зрителей только начинает складываться. Например, даже на сайте компании «Морфеус», которая существует более 7 лет и позиционирует себя как иммерсивный театр, используется не только слово «спектакль», но и «шоу», что уже выходит за рамки театральных жанров. Кроме того, организаторы проводят мероприятия онлайн, все еще называя их полноценными спектаклями.

На самом деле, иммерсивный театр не может существовать без актеров, а близость к ним, возможность взаимодействия и физического контакта – это важнейшие особенности жанра.

Другими уникальными чертами театра погружения являются незавершенность и непредсказуемость [2, с. 217]. Первая связана с тем, что часто постановки состоят из множества действий, одновременно развивающихся в разных местах пространства спектакля, а зрители перемещаются между ними в по отдельности или группой. Увидеть все за одно посещение невозможно, поэтому остается недосказанность, и, придя во второй раз, можно составить для себя совсем другую историю. Вторая черта вызвана наличием у зрителей выбора и возможности влиять на происходящее. От решения посетителя может зависеть как отдельное действие актера, так и общий финал спектакля.

Первым показом иммерсивного спектакля в России считается постановка «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени», состоявшаяся в «Школе драматического искусства» в 2004 году [2, с. 216]. Это был 24-часовой спектакль, во время которого от начала и до конца воспроизводился текст романа Джойса «Улисс», а зрители могли перемещаться почти по всем помещениям театра.

Из истории давней

В издании «Эстетика перформативности» театровед Эрика Фишер-Лихте пишет о 60-х годах прошлого века как о периоде смешения различных видов искусства [3, с. 39]. Это явление она называет «перформативным поворотом», суть которого в переходе интереса публики от произведения (например, картины) к событию (например, к процессу создания этой картины художником перед зрителями). Людей с того периода увлекает не столько получение готового эстетического продукта, сколько возможность участия в процессе его возникновения, что дает толчок развитию перформансов и иммерсивных представлений.

Однако идея задействования в спектаклях зрителя обсуждалась и до 1960-х, например, в Советском Союзе. Общественный деятель П. М. Керженцев еще в 1923 году писал: «Празднество останется мертвым и холодным, если сама толпа не явится действующим лицом его, а будет лишь спокойным театральным зрителем… Празднество не будет празднеством если толпа своим творческим участием не превратит его в таковое» [4, с. 161]. Причем это не оставалось лишь дискуссией, на практике режиссеры тоже активно экспериментировали: В. Э. Мейерхольд первым начал «смешивать» актеров и зрителей, перенося часть действия со сцены в зал или в фойе. Еще дальше зашел Н. П. Охлопков, в спектаклях которого артисты могли обнимать зрителей или угощать их в сцене пира [5, с. 313].

Если в прошлом веке подобные приемы погружения использовались для возможности большего воздействия на сознание зрителей, часто в целях пропаганды, то сейчас иммерсивность особенно популярна из-за мозаичности мышления современного человека: при постоянном взаимодействии с цифровой информацией, социальными сетями человек теряет умение концентрироваться на длинном линейном повествовании и воспринимает информацию «урывками». Иммерсивные постановки с их полным вовлечением и разбитым на эпизоды действием становятся в таких условиях очень актуальными, поэтому и переживают новое рождение [6].

Для кого это все?

Иммерсивный театр подойдет открытым людям, которые не ждут от каждого посещаемого спектакля классического переложения какой-либо пьесы. В таком театре действия актеров – это лишь малая часть постановки, основное волшебство происходит в голове зрителя-участника, когда отдельные эпизоды соединяются в выбранном им порядке и выстраиваются в повествование. Если вы любите искать скрытые смыслы, воспринимаете окружающий мир скорее чувственно, чем рационально, то вам определенно стоит познакомиться с иммерсивными спектаклями.

Откройтесь новому, и театр тоже откроется вам с неожиданной стороны!

Валерия Соловьева

Рекомендации

  1. «Пиковая дама» в Московском оперном доме, Москва

- классическая опера в иммерсивном формате. Место действия – старинная усадьба Гончарова-Филипповых

  1. «Лубянский гример» в «Новом театре», Москва

- спектакль о любви и русском крепостном театре по мотивам рассказа Лескова «Тупейный художник»

  1. «Вернувшиеся: иная реальность» в Особняке «Дашков, 5», Москва

- постановка по

  1. «Заблудшие» в «Грандъ Отель Мойка 22», Санкт-Петербург

- театрализованная иммерсивная экскурсия, погружающая в историю знакового отеля

  1. «В голове у Гоголя» на Малой Конюшенной, Санкт-Петербург

- иммерсивный спектакль, основанный на взаимодействии с персонажами гоголевских произведений

Список источников

  1. Карась Л. Краткая история иммерсивного театра: как зритель стал актером (дата обращения: 20.01.2023).
  2. Ерохина Т. И., Кукушкина Е. С. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. – № 1. – С. 214-222.
  3. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. – 2015. – 378 с.
  4. Керженцев П. М. Творческий театр // М.; Пг.: Госиздат. – 1923. – 233 с.
  5. Попович Петар. Причины возникновения и история развития иммерсивного театра // Молодой ученый. – 2019. – № 15 (253). – С. 312-317.
  6. Кретова Е. Что такое иммерсивный театр, и о чем расскажет новый спектакль Эдуарда Боякова (дата обращения: 20.01.2023).