• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Документальный спектакль

Театру во многие периоды истории предрекали скорую смерть: начиная эпохой изобретения радио и телевидения, заканчивая пандемией коронавируса. 

Документальный спектакль

Однако он не только не умирает, но и активно развивается, множится и перерождается. Театр вышел за пределы красивых зданий с колоннами: спектакли сегодня ставятся на улицах, в жилых квартирах, на заброшенных заводах и в старинных усадьбах. Ему стало тесно и в существующих жанрах, поэтому сейчас встречаются постановки самых разнообразных форматов, зачастую непривычных для неискушенного зрителя. Этот небольшой курс разрушит миф о том, что театр – это только комедии и трагедии по пьесам классиков, и покажет многоликость современного театра. А в конце каждого урока вас всегда будет ждать список из нескольких рекомендованных постановок определенного жанра.

В первой части я приглашаю вас на документальный спектакль. Возьмем по билету?

Погружаемся в атмосферу жанра

Небольшой зал, «своя» публика, которая явно пришла сюда не впервые, и общественно значимая тема на сцене (или просто на полу прямо перед первым рядом зрителей) – скорее всего, именно из таких составляющих сложится вечер, который будет решено посвятить документальному театру. Поначалу непривычная атмосфера быстро перестает быть таковой. Наверное, за счет особой искренности документальных постановок. Обычно они не включают в себя масштабных декораций или стилизованных костюмов, ведь это спектакли о правде жизни. Актеры в них говорят повседневным языком и говорят о тех вещах, которые, вполне вероятно, в этот же момент обсуждаются на кухнях многих квартир обычными людьми. Исчезает элемент театральной условности. Документальные постановки – это не подражание жизни, а сама жизнь, но лишь перенесенная в пространство театра.

Из истории современной

Главной российской площадкой театральной документалистики на данный момент является московский «Театр.doc». За 20 лет существования этот уникальный проект, выросший в знаковое культурное место, показал, что не существует такой темы, которую нельзя было бы раскрыть с помощью театральных средств. Здесь ставились и ставятся спектакли о политике и любви, о сталинизме и пропаганде, о равноправии и дискриминации [1]. Форматов тоже опробовано великое множество: читка архивных документов, моноспектакль по дневниковым записям, даже «коллективное молчание». И, конечно, вербатим – особая техника документального театра [2]. В ее основе – интервью с реальными людьми, которые становятся героями спектакля. Обычно интервьюируют их сами актеры, таким образом не только получая ответы на вопросы, но и изучая манеру речи, мимику и характер собеседников. Это помогает перенести на сцену целостный образ героя, не сыграть, а показать его таким, какой он есть.

«Театр.doc» не единожды подвергался давлению со стороны властей из-за оппозиционных взглядов и провокационных проектов [3], но тем не менее преданный коллектив продолжает свое дело, а прогрессивные зрители оценивают это по достоинству: залы во всех помещениях театра хотя и небольшие, зато всегда полные.

Из истории давней

Интересно, что «Театр.doc» - это не прецедент в отечественной истории. Еще в 1920-х в Москве появилось объединение «Синяя блуза». Исследователи называют его и агитбригадой, и формой малого театра, и началом зарождения революционной эстрады, а нарком просвещения Луначарский говорил о подобном жанре как о «театре-плакате» [4].

Деятельность синеблузников действительно напоминала ожившие советские плакаты: актеры доносили до зрителей социалистические лозунги, читали по ролям агитационные газеты. Объединение было очень популярно, потому что появилось в «свое» время. У театра возникали тысячи последователей, самодеятельных коллективов, причем не только в СССР, но и за рубежом. Все представления «Синей блузы» были посвящены реальным событиям, происходившим в обществе в то время, что дает России право считаться родиной документального театра. Хотя это первенство оспаривается Германией, в которой зарождение похожего формата происходило в тот же период [5].

Исследователи театра считают, что и появление документального жанра, и возрастание его популярности в некоторые периоды связаны с политическими причинами [6]. Во время революций, войн или других масштабных изменений общества люди в большей приходят на спектакли не для эстетического наслаждения, а в поисках понимания происходящего в мире. Однако традиционный театр не может дать исчерпывающих ответов на волнующие вопросы, потому что существует в условной, то есть художественной реальности. Возникает потребность в формате, более близком к действительности, каким и становится документальный театр. Он, таким образом, представляет собой не только вид театрального искусства, но и форму познания зрителями самих себя, окружающих людей и мира в целом [7].

Для кого это все?

Как и любая неклассическая форма искусства, документальный театр – это не для всех. Многие отрицают наличие творческой, художественной составляющей в постановках, в которых актеры транслируют материалы интервью или других источников [8]. Кто-то заявляет, что не видит ценности подобных спектаклей, ведь жизни хватает и в жизни. Однако на вопрос о смысле документальных спектаклей хорошо отвечает манифест «Театра.doc» [9]:

1. Театр.doc отражает острые конфликты современного общества.
2. Театр.doc исследует пограничные зоны человеческого существования.
3. Театр.doc приветствует конфликтность позиции автора.
4. Театру.doc интересны провокационные темы.
5. Театру.doc интересен новый взгляд на привычные явления.
6. Театру.doc интересны инновационные техники создания театрального произведения.
7. Театру.doc интересны темы, которые ранее не исследовались театром.
8. Театру.doc важна простота и ясность высказывания.
9. Театру.doc важна социальная значимость произведения.
10. Театр.doc отрицает понятие «искусство ради искусства».

Если вам близки хотя бы некоторые из пунктов и если вы хотите не только понять, как работает документальный театр, но и увидеть это вживую, то обратите внимание на рекомендованные постановки, перечисленные ниже.

Откройтесь новому, и театр тоже откроется вам с неожиданной стороны!

Валерия Соловьева

Рекомендации

  1. «Она это мы» в «Театре.doc», Москва

- спектакль по интервью с более чем сотней женщин, рассуждающих о волнующих их вещах

  1. «Транссиб» в театре «Практика», Москва

- истории о том, «что есть страна, где мы сейчас живем», собранные в поезде Москва-Владивосток

  1. «Москва. Дословно» в театре Маяковского, Москва

- спектакль по наблюдениям за современными москвичами и разговорам, подслушанным в абсолютно разных местах столицы

  1. «1926» в международном доме музыки (Москва), в филармонии им. Шостаковича (Санкт-Петербург)

- музыкальный спектакль по

  1. «EVA» в «Таком театре», Санкт-Петербург

- спектакль по биографии Евы Браун – спутницы Адольфа Гитлера

Список источников

  1. Театр.doc. Репертуар по годам (здесь и далее дата обращения: 22.11.2022)
  2. Матвиенко К. Как сделать документальный спектакль
  3. Юсина А. Спектакли Театра.doc проверяют на наличие антироссийской пропаганды
  4. Табакова А. Синеблузники-профсоюзники и революционная сатира
  5. Таскин Е. «Вехи»: Рефлексия на сцене. История документального театра
  6. Forsyth A., Megson C. (ed.). Get real: Documentary theatre past and present. – Springer, 2009.
  7. Пружина И. А. Девяностолетний современный документальный театр // Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2017. – Т. 3. – №. 1. – С. 63-72.
  8. Школина О. Документальный театр в России: от истоков до современности
  9. Болотян И. «Док» и «Догма»: теория и практика