• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Ханское правосудие

Почекаев Р. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Пьер Шлаг. Классическая наука и постмодернизм: введение в дискурс

Самохина Е. Г., Хмелевский А. М.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 3. С. 23-35.

Глава в книге
Нормативность права и основание действительности права с точки зрения коммуникативной теории права

Осветимская И. И., Самохина Е. Г.

В кн.: Нормативность в праве: понятие, интерпретации, взаимосвязь с другими правовыми свойствами. Коллективная монография к юбилею профессора М.В. Антонова. СПб.: Скифия-принт, 2024. Гл. 7. С. 144-160.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

Просто о сложном: преподаватели Юридического факультета прочли лекцию о Соборном уложении 1649 г. в Президентской библиотеке

12 февраля 2024 г. в Президентской библиотеке в рамках проекта «Видеолекторий “Знание о России” состоялась лекция, посвященная Соборному уложению 1649 год, 375-я годовщина принятия которого отмечается в этом году. В качестве лекторов были приглашены преподаватели кафедры теории и истории права и государства Юридического факультета НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург профессор Роман Юлианович Почекаев и доцент Анатолий Викторович Сумин.

Просто о сложном: преподаватели Юридического факультета прочли лекцию о Соборном уложении 1649 г. в Президентской библиотеке

Хотя видеолекторий предполагает запись подобных выступлений для онлайн-трансляции, на мероприятии присутствовали школьники, студенты и более взрослые участники, интересующиеся историей России, ее государственности и права.

Р. Ю. Почекаев в своей части лекции дал общий обзор обстановки, в которой разрабатывалось и вводилось в силу Соборное уложение, охарактеризовал цели и задачи, которые ставили перед собой его составители, а также отметил некоторые особенности его структуры и содержания.

А. В. Сумин обратился к более конкретным аспектам, рассмотрев разные варианты названия этого историко-правового памятника, использовавшиеся современниками и последующими исследователями в разное время, привел примеры применения Соборного уложения на практике и примеры, когда оно применялось с достаточной степенью условности.

После лекции слушатели задали несколько уточняющих вопросов по поводу самого юридического памятника. Школьников, конечно, больше всего интересовало, на что следует обратить внимание при изучении данной темы в рамках школьного курса отечественной истории. Также были заданы вопросы о том, насколько Соборное уложение интересует студентов с точки зрения изучения, выбора в качестве темы для курсовых работ и т.п.

Не будучи специалистом по Соборному уложению 1649 г., как и по праву Московского государства в целом, я, тем не менее, охотно принял предложение поучаствовать в видеолектории. Мне показалось интересным осветить эту тематику не для студентов-юристов, как до сих пор, но и для менее подготовленной аудитории в лице школьников и других, просто интересующихся историей России. Представляется, что опыт был небесполезным, и, как нередко бывает в таких случаях, постаравшись максимально просто, но при этом достаточно емко рассказать об этом правовом памятнике и его эпохе, я кое-что сам стал понимать лучше и четче.

Почекаев Роман Юлианович
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): заведующий кафедрой

В своём выступлении я постарался сделать акцент на правоприменении Соборного уложения 1649 г. и привёл интересные примеры из архивных дел, когда Уложение применялось по аналогии, и когда новые указы отменяли его нормы. Мной также был сделан акцент на том, что в делопроизводстве этот памятник права назывался «государев указ и соборное уложение», что не соответствует современному наименованию, создающему иллюзию исключительно парламентского акта.

Сумин Анатолий Викторович
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): Доцент