Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская дом 3, корп.1, лит. А, ком. 2012 (ст. метро «Лесная», «Петроградская»)
Самохина Е. Г., Хмелевский А. М.
Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 3. С. 23-35.
Осветимская И. И., Самохина Е. Г.
В кн.: Нормативность в праве: понятие, интерпретации, взаимосвязь с другими правовыми свойствами. Коллективная монография к юбилею профессора М.В. Антонова. СПб.: Скифия-принт, 2024. Гл. 7. С. 144-160.
Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.
Хотя видеолекторий предполагает запись подобных выступлений для онлайн-трансляции, на мероприятии присутствовали школьники, студенты и более взрослые участники, интересующиеся историей России, ее государственности и права.
Р. Ю. Почекаев в своей части лекции дал общий обзор обстановки, в которой разрабатывалось и вводилось в силу Соборное уложение, охарактеризовал цели и задачи, которые ставили перед собой его составители, а также отметил некоторые особенности его структуры и содержания.
А. В. Сумин обратился к более конкретным аспектам, рассмотрев разные варианты названия этого историко-правового памятника, использовавшиеся современниками и последующими исследователями в разное время, привел примеры применения Соборного уложения на практике и примеры, когда оно применялось с достаточной степенью условности.
После лекции слушатели задали несколько уточняющих вопросов по поводу самого юридического памятника. Школьников, конечно, больше всего интересовало, на что следует обратить внимание при изучении данной темы в рамках школьного курса отечественной истории. Также были заданы вопросы о том, насколько Соборное уложение интересует студентов с точки зрения изучения, выбора в качестве темы для курсовых работ и т.п.
Не будучи специалистом по Соборному уложению 1649 г., как и по праву Московского государства в целом, я, тем не менее, охотно принял предложение поучаствовать в видеолектории. Мне показалось интересным осветить эту тематику не для студентов-юристов, как до сих пор, но и для менее подготовленной аудитории в лице школьников и других, просто интересующихся историей России. Представляется, что опыт был небесполезным, и, как нередко бывает в таких случаях, постаравшись максимально просто, но при этом достаточно емко рассказать об этом правовом памятнике и его эпохе, я кое-что сам стал понимать лучше и четче.
В своём выступлении я постарался сделать акцент на правоприменении Соборного уложения 1649 г. и привёл интересные примеры из архивных дел, когда Уложение применялось по аналогии, и когда новые указы отменяли его нормы. Мной также был сделан акцент на том, что в делопроизводстве этот памятник права назывался «государев указ и соборное уложение», что не соответствует современному наименованию, создающему иллюзию исключительно парламентского акта.
Сумин Анатолий Викторович
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): Доцент
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): заведующий кафедрой
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): Доцент
Почекаев Роман Юлианович
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): заведующий кафедрой