• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юридический факультет НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Задать вопрос

Команда студентов Юридического факультета вышла в четвертьфинал в национальном этапе конкурса по международному праву им. Филиппа Джессопа

C 28 января по 3 февраля 2020 года состоялся национальный этап Конкурса по международному праву им. Филиппа Джессопа. Команда юридического факультета НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в составе студентов 3-го курса (Ката Варга, Сергей Дмитриев) и 4-го курса (Вероника Домокурова, Мария Сидорова и Эдуард Бершицкий) под руководством тренера Дмитрия Александровича Кузнецова одержала победу в четырех раундах и вышла в четвертьфинал, заняв 6 место (из 32) в общекомандном зачете.

Команда студентов Юридического факультета вышла в четвертьфинал в национальном этапе конкурса по международному праву им. Филиппа Джессопа

Конкурс представляет собой модель Международного суда ООН и состоит из двух этапов. Первая часть – письменная –составление командами меморандумов за истца и ответчика, вторая – устные раунды, в ходе которых участники состязания представляют свои позиции перед судьями и оппонентами, соревнуясь в ораторском искусстве, знании права и фактов, умении отвечать на вопросы.

В этом году спор затрагивал следующие проблемы: 1) правопреемство государств в отношении договоров; 2) автономные системы вооружения (Autonomous Weapons Systems); 3) возможность проведения параллельных разбирательств в Международном суде ООН и панели ВТО в связи с повышением тарифов государством-ответчиком; 4) иммунитеты министров иностранных дел государств, не являющихся сторонами Римского статута, от юрисдикции Международного уголовного суда.

Несмотря на то что участие в игровом судебном процессе им. Ф. Джессопа в 2020 г. для меня было вторым по счету, конкурс и в этот раз дал много нового и важного для будущей карьеры опыта.

Во-первых, командная работа над написанием меморандумов позволила почувствовать себя «полноценным профессионалом»: мы писали не просто ответ на задачу, как мы к этому привыкли в университете, а выстраивали полноценную правовую позицию из логической цепочки отточенных аргументов. Такой формат работы учит не только структурировать мышление, но также терпению и поиску компромиссов, поскольку ни в одном групповом проекте не обходится без разногласий.

Во-вторых, самым сложным испытанием для меня было участие в устном этапе конкурса. Однако поддержка всех участников команды помогла развеять чувство страха, а тщательная подготовка позволила ответить на все вопросы судей и представить свою позицию с сильной стороны, таким образом компенсировав мелкие недостатки в формате речи.

Не менее полезными оказались и те знания, которые были приобретены в ходе конкурса. Хотя работа над правовыми позициями предполагает, прежде всего, углубление в сферу международного публичного права, тематика фабулы в этом году предопределила и необходимость обращения в качестве источника к практике в сфере международного коммерческого и инвестиционного арбитража. Изучение этой практики оказалось настолько занимательным, что помогло определиться и с выбором магистратуры. 

Ката Варга
Студентак Юридического Факультета ВШЭ, 3 курс 

Я участвовала в конкурсе Ф. Джессопа в этом году в роли советника. Это был мой первый опыт в этом конкурсе, и, несмотря на то, что я не принимала участие в устных выступлениях, я помогала ребятам писать меморандумы, а также всей душой переживала за них в аудиториях МГУ.

Самое главное и ценное, что я получаю на таких мероприятиях, – это огромная мотивация расти, двигаться вперёд и познавать как можно больше в мире юриспруденции. Это образовательный и социальный проект, который позволяет обрести новые знания (на этапе подготовки к конкурсу я переживала, что у меня осталось много неосвоенного в международном публичном праве, но стремление максимально выложиться сделало свою работу: я уверена, что благодаря подготовке к раундам мы все сильно прокачали свои знания в данной области) и новые знакомства (которые зачастую оказываются очень даже полезными для будущей карьеры).

Все, что происходит в рамках конкурса, безусловно, затягивает: совершенно не хочется останавливаться на достигнутом, хочется возвращаться и совершенствоваться. Это возможно, и я постараюсь не упустить эту возможность!

Вероника Домокурова
Студентка Юридического факультета ВШЭ, 4 курс

В этом году я в первый раз (и надеюсь, что не в последний) участвовала в конкурсе им. Джессопа, и это был бесценный, не сравнимый ни с чем опыт, а решение участвовать было одним из лучших за годы обучения.

При первом прочтении фабулы дела и ознакомлении с литературой казалось, что и право, и факты на стороне истца, интересы которого представляла я. Однако чем дальше мы углублялись в дебри международного права, тем сильнее и убедительнее становилась в моих глазах позиция ответчика. Но, несмотря на данные обстоятельства, в позицию истца можно, а главное, нужно было верить и защищать ее как свою собственную.

Одной из самых больших трудностей для лично меня был страх публичных выступлений, который практически прошел благодаря тренировкам к устным раундам практически каждый день в течение 3 недель в январе и неоценимой психологической поддержке команды и Дмитрия Александровича.

Заинтересованным в участии в Джессопе могу посоветовать обязательно пробовать свои силы, поскольку это может стать самым ярким и запоминающимся моментом на протяжении всего обучения. Джессоп – это больше, чем просто конкурс: это маленькая жизнь на протяжении как минимум 5 месяцев, сменяющаяся последующим удручающим состоянием опустошения после его окончания, но с незабываемыми теплыми и душевными воспоминаниями о самом конкурсе.

Мария Сидорова 
Студентка Юридического факультета ВШЭ, 4 курс

Считаю, что участие в муткортах в целом и в Джессопе в частности было для меня исключительно полезным. Для себя я выделил 5 главных плюсов:

Во-первых, навыки публичных выступлений. Яркость, убедительность, доскональное знание позиции – те качества, обретение которых само по себе требует большой работы, но и этого недостаточно. В ходе выступления нужно быть готовым к целой череде неожиданных вопросов, на каждый из которых необходимо кратко ответить, да ещё и «вернуть» судей своим ответом обратно, к структуре своих аргументов. Умело взаимодействовать с судьями, но при этом сохранять руководство процессом – настоящее мастерство.

Во-вторых, краткость – сестра таланта. Это касается как устных раундов, где каждый спикер ограничен примерно 20 минутами, так и письменной части, поскольку содержательная часть каждого меморандума не может превышать 9500 слов. Столь жёсткие требования учат делать акцент только на самых сильных аргументах и опускать излишние детали.

В-третьих, английский язык. К началу 3-го курса я почувствовал, что юридический английский наконец достиг такого уровня, который позволяет без особого труда изучать англоязычную специальную литературу. Джессоп же помог не только отточить не только письменную, но и устную речь на английском.

В-четвёртых, умение находить слабые моменты в собственной аргументации и заранее заготавливать контрдоводы. Здесь работа над меморандумами и подготовка к устным выступлениям невероятно развивает креативность и изобретательность, прививает навыки стратегического мышления.

В-пятых, новые знания. Неважно, пригодятся ли они в будущей карьере, сам процесс их получения доставил много удовольствия. Кроме того, Джессоп как ничто другое даёт возможность разобрать в международном публичном праве.

У нас была замечательная дружная команда, каждый старался помогать другим.  Поездка в Москву и участие в конкурсе в целом оставили море ярких впечатлений, позитивных эмоций и, конечно же, локальных мемов. Безумно рад, что поучаствовал в конкурсе, и желаю всем также попробовать себя в этом начинании.

Эдуард Бершицкий
Студент Юридического факультета ВШЭ, 4 курс