Интервью с выпускником юридического факультета Артемом Чераневым.
В начале пятого курса нам начали преподавать один из, на мой взгляд, самых интереснейших предметов за всё время обучения — банковское право. С первых лекций стало понятно, что несмотря на наличие каких-то базовых познаний о банковской системе, я себе не представлял: как она работает и почему функционирует именно таким образом. Заинтересовавшись вопросами функционирования банковского сектора, я решил выбрать тему выпускной квалификационной работы, связанную с развитием Центрального банка Российской Федерации, так как именно он, в настоящий момент, является регулятором банковской системы.
Изучая статус и полномочия Банка России, я пришел к выводу о том, что Центральный банк находится в зависимости от воли тех или иных государственных органов. Учитывая стремление государства к постоянному контролю над предпринимательской деятельностью, можно утверждать, что Банк России, как проводник государственной воли, своей целью ставит не развитие банковского сектора, а установление постоянного надзора за кредитными организациями, которое происходит с помощью осуществления им административных функций. В своей работе я изучил наиболее значимые административные полномочия Центрального банка и пришел к выводу о том, что все они направлены на ограничение свободы предпринимательской деятельности, свободы распоряжения имуществом, на ограничение права на защиту от монополий. Естественно, подобное положение дел не может способствовать эффективному развитию банковской системы в условиях рыночной экономики.
Таким образом, определив, что, в настоящий момент банковская система не способна к эффективному развитию из-за административной деятельности Банка России, я пришел к выводу о необходимости реформирования Центрального Банка. Для того, чтобы предложить какой-либо эффективный вариант реформы и дать ей научное подтверждение, я обратился к трудам Л. Фон Мизеса, Ф. Фон Хайека, А. Смита, Д.В. Нефёдова и В.А. Четвернина. Сопоставив их идеи о рынке и развитии экономики, я пришел к следующему: необходимо обеспечить фактическую независимость Центрального банка от государства и его органов и также следует заменить действующий преимущественный административный метод регулирования банковским сектором на гражданско-правовой. Независимость Банка России может быть обеспечена за счет установления в законе о Центральном банке Российской Федерации положения о том, что Банк России не является государственным органом и не может осуществлять его функции, более того, следует закрепить конкретную организационно-правовую форму, например ОАО, участниками которого будут заинтересованные в развитии банковского сектора лица, в основном, кредитные организации. Вторая часть реформы, направленная на замену административного способа регулирования на гражданско-правовой, будет достигнута с помощью использования гражданско-правовых договоров и добровольного членства в определенных организациях и программах вместо административных инструментов, таких как нормативы. Функции Центрального банка по контролю за соблюдением банковского законодательства я предлагаю упразднить вовсе, так как по предлагаемому проекту реформы Банк России не сможет осуществлять государственные функции. Осуществив подобное реформирование, мы обеспечим независимость Банка России от государства, а кредитных организаций от него самого. При этом, возможность регулирования развития банковской системы не исчезнет, однако, будет осуществляться заинтересованными в её прогрессе лицами и по средствам добровольного сотрудничества, результатом которого будет мощнейший рост банковского сектора и всей экономики.