• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юридический факультет НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Задать вопрос

Выпускник юридического факультета НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Алексей Грибанов рассказывает о юридическом образовании в США.

В этой заметке я хотел бы поделиться некоторыми впечатлениями от юридического образования в США.  Я закончил юридический факультет НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге в 2013 году. Российско-американский фонд юридического образования ( RUSLEF ) предоставил мне стипендию, и в настоящее время я обучаюсь по магистерской программе в школе права CaseWesternReserveUniversity ( CWRU ), Кливленд, Огайо, США.  На мой взгляд, обучение в американской школе права отличается следующими характерными чертами.

            1.  Как правило, студенты платят за обучение большие деньги.  Университеты напряженно соревнуются друг с другом за деньги студентов, приглашая возможно лучших преподавателей, разрабатывая актуальные программы, улучшая условия повседневной жизни студентов.  Например, студент CWRU , засидевшийся допоздна в библиотеке, может вызвать по телефону университетский автомобиль и бесплатно доехать на нем до дома.

            2.  Студенты обладают большой свободой в выборе предметов для изучения.  Это позволяет студентам создавать для себя индивидуальные программы обучения, отвечающие их личным интересам.  Например, в школе права CWRU претенденты на степень магистра права всфере международного коммерческого права выбирают среди тридцати шести предметов.  При этом для получения степени достаточно успешного изучения пяти-шести из этих предметов.

            3.  Как правило, студент школы права предпочитает направить усилия на глубокое освоение одной отдельной области права, чем на поверхностное изучение многих областей права. Эта практика основана на суждении, согласно которому специализация повышает эффективность и позволяет побеждать в конкурентной борьбе на рынке юридических услуг. Например,  школа права CWRU предлагает студентам, желающим специализироваться в корпоративном праве, большой выбор узконаправленных предметов.  К ним относятсярынки капитала, бизнес планирование, налогообложение корпораций и акционеров, теория и практика финансовых рынков, финансовые принципы для юристов, глобальное корпоративное управление, слияния и поглощения, международные бизнес транзакции и другие предметы.

4.  В обучении широко используется сократический метод.  Перед занятием студенты читают материалы и обдумывают вопросы, предложенные преподавателем.  На занятии преподаватель обсуждает со студентами тему занятия, задавая вопросы, разъясняя сложные идеи, приглашая студентов вступать в дискуссии.Подготовка к каждому занятию обязательна.  Допустим, студент идет на занятие по договорному праву, посвященное такому элементу договора, как consideration , то есть взаимное предоставление.  Этот студент должен быть готов к тому, что преподаватель предложит ему рассказать о фактах знаменитого дела Hamerv. Sidway прежде, чем поздоровается с аудиторией.

            5.  Программы предметов очень конкретны.  Студенты знают, что они должны прочитать к каждому отдельному занятию с точностью до количества строк.  Это помогает студентам, которые впервые знакомятся со сложными идеями, не потеряться в огромном количестве источников информации, разных по качеству и часто противоречащих друг другу.  Например, к понедельнику, 04.11.2013, к занятию по предмету «Коммерческие организации» я должен был прочитать страницы 366-67, 371 (последние 9 строк)-372 (первые 22 строки), 374 (кроме первых 10 строк)-375, 393-94книги судебных решений и дополнительных материалов, написанной Eisenberg ’ом и Cox ’ом.  К слову, это задание необычно маленькое.  Как правило, к очередному занятию студенты читают около 25 страниц юридической литературы, а иногда и до 50 страниц.

            6.  Студенты должны много читать для подготовки к занятиям.  В просторной библиотеке школы права CWRU иногда просто нет свободных мест.  Считается, что постоянная необходимость много читать вырабатывает в студентах устойчивый навык самостоятельной работы с большим количеством трудных для восприятия юридических источников, необходимый для успешной юридической практики.

            7.  Преподаватели внимательно следят за текущими событиями юридической жизни и используют их в процессе обучения.  Так, один мой преподаватель использовал компанию Twitter , готовящуюся к первичному размещению акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, для иллюстрации проблемы оценки компаний.  Другой преподаватель использовал текущее дело инвестиционного банка JPMorgan , нанявшего на работу детей нескольких китайских чиновников, для иллюстрации проблемы подкупа американскими компаниями иностранных чиновников.

            8.  Студенты учатся делать то, что им придется делать в реальном юридическом мире.В школе права CWRU студенты, изучая суд присяжных, примеряют на себя роли присяжных, участвуя в модельных процессахвместе спрофессиональными актерами, действующими судьями и адвокатами.  Изучая процессуальные действия, студенты допрашивают подозреваемых, роли которых исполняют опять-таки профессиональные актеры.  Сценарии тренировочных допросов могут быть самыми разными.  Поэтому студент, проводя допрос, должен быть готов к тому, что подозреваемый вдруг разозлится и бросится на него с кулаками.  Кроме того, студенты учатся писать юридические документы: договоры, уставы компаний, офисные меморандумы, жалобы в суд и т. д.  Для этих целей существуют специальные предметы, обязательные для всех студентов.  Наконец, студенты учатся работать в команде, выполняя групповые задания, имитирующие работу юристовнад сложными проектамив крупных юридических компаниях.

            Продолжая обучение в школе права CaseWesternReserveUniversity , я получу новые впечатления и при возможности поделюсь ими с публикой.  Но и сейчас мне ясно, что юридическое образование в США значительно отличается от юридического образования в России.  По моему мнению, российские юридические факультеты могут использовать некоторые инструменты американских школ права для лучшей подготовки студентов.  Однако отечественное юридическое образование имеет свои преимущества, и российские студенты имеют возможность получатьглубокие юридические знания.  По крайней мере, на юридическом факультете НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге я получил достаточно знаний для того, чтобы не испытывать трудностей при освоении магистерской программы в школе права CaseWesternReserveUniversity в США.

 Алексей Грибанов