Санкт-Петербург: Топография и наследие имперской и советской истории
29 июля – 9 августа
Очное участие
Язык преподавания: Английский
В ходе этого курса студенты смогут погрузиться в уникальную история Санкт-Петербурга с момента его основания до конца XX в.
Описание курса
В 1712 г. российский царь Петр принял дерзкое решение, переместив свой двор в недавно основанный городок в отдаленном и малонаселенном районе на побережье Балтийского моря. Однако в итоге новый город Санкт-Петербург сосредоточил в себе огромную политическую власть и культурный капитал империи, которая охватывала большую часть Северной Евразии и даже Северную Америку. После революции 1917 г. город утратил свой имперский статус и подвергся огромным разрушениям во время Гражданской войны в России, Второй мировой войны и постсоветского периода. Однако в течение XX века он также приобрел особый статус альтернативного/контркультурного города по сравнению с Москвой и сегодня остается важным региональным экономическим и культурным центром.
Летняя школа исследует эту бурную и зачастую непростую историю, уделяя особое внимание политическому и культурному пространству города. Петербург, часто остающийся в тени других имперских столиц, на самом деле представляет собой интересную точку зрения для изучения переплетения глобальной, имперской и региональной историй, неоднозначностей и неравенств, порожденных модернизацией, становления современного городского "я" и наследия прошлого в современном городе.
Почему именно этот курс?
- Уникальные экскурсии в труднодоступные места
- Команда опытных преподавателей
- Креативные и увлекательные формы обучения
Содержание курса
- Основные понятия: Топография, наследие, империя
- До 1703 года: истории коренных народов и глобальные связи на Неве
- Петербург XVIII века
- Топография политических преступлений: Петропавловская крепость
- Религиозный ландшафт Петербурга
- За имперским фасадом: Петербург рабочего класса
- Русская революция 1917 года
- Планирование социалистического города
- Криминальная столица? Санкт-Петербург в 1990-е годы
- Заключительный коллоквиум
- Выездные экскурсии в центр Санкт-Петербурга, Шлиссельбург, Кронштадт, Пушкин, а также в садоводческие товарищества Ленинградской области
Навыки и умения
- Сформировать прочные знания по истории Санкт-Петербурга;
- Развивать способность критически осмысливать основные события и тенденции в истории Санкт-Петербурга:
- Определить ключевые нарративы, акторов и институты исторической памяти в современном Санкт-Петербурге;
- Спланировать и выполнить групповой проект, связанный с историей, культурой и политикой памяти.
Требования к участникам
Летняя школа предназначена для студентов, изучающих гуманитарные и социальные науки, но в принципе открыта для кандидатов из других областей знаний. Знание русского языка не требуется, так как все лекции, семинары и экскурсии будут проводиться на английском языке. Базовые знания по истории страны и современной России желательны, но не обязательны. В летнюю школу приглашаются студенты из всех зарубежных и российских университетов.
Метод преподавания
Презентации преподавателей, семинары (частично проводимые в городском пространстве Санкт-Петербурга), групповые проекты.
Финальный экзамен
Эссе (5–6 стр.).
Оценка работы
50% Презентация группового проекта + 50% Итоговое эссе.
Курс читают
Доцент Александра Бекасова; доцент Татьяна Борисова; доцент Лоренц Эррен; старший преподаватель Екатерина Калеменева; доцент Александра Касаткина; старший преподаватель Игорь Кузинер; доцент Александр Резник; декан, профессор Адриан Селин; старший преподаватель Павел Васильев.
Рекомендации по литературе
Keenan, Paul. “The Summer Gardens in the Social Life of St Petersburg, 1725-1761.” SEER 88, no. 1-2 (2010): 134-155.
Henriksson, Anders. “Nationalism, Assimilation and Identity in Late Imperial Russia: The St. Petersburg Germans, 1906–1914.” The Russian Review 52, no. 3 (1993): 341–353.
Kelly, Catriona: “‘A Dissonant Note on the Neva’ Historical Memory and City Identity in Russia’s Second Capital during the Post-Stalin Era.” Journal of Eurasian Studies 1, no. 1 (2010): 72-83.
Brother (dir. Alexei Balabanov, 1997).