• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкт-Петербург: Топография и наследие имперской и советской истории

29 июля – 9 августа

Очное участие

Язык преподавания: Английский

60 Контактных часов
4 ECTS

В ходе этого курса студенты смогут погрузиться в уникальную история Санкт-Петербурга с момента его основания до конца XX в. 

Описание курса

В 1712 г. российский царь Петр принял дерзкое решение, переместив свой двор в недавно основанный городок в отдаленном и малонаселенном районе на побережье Балтийского моря. Однако в итоге новый город Санкт-Петербург сосредоточил в себе огромную политическую власть и культурный капитал империи, которая охватывала большую часть Северной Евразии и даже Северную Америку. После революции 1917 г. город утратил свой имперский статус и подвергся огромным разрушениям во время Гражданской войны в России, Второй мировой войны и постсоветского периода. Однако в течение XX века он также приобрел особый статус альтернативного/контркультурного города по сравнению с Москвой и сегодня остается важным региональным экономическим и культурным центром.

Летняя школа исследует эту бурную и зачастую непростую историю, уделяя особое внимание политическому и культурному пространству города. Петербург, часто остающийся в тени других имперских столиц, на самом деле представляет собой интересную точку зрения для изучения переплетения глобальной, имперской и региональной историй, неоднозначностей и неравенств, порожденных модернизацией, становления современного городского "я" и наследия прошлого в современном городе.

Почему именно этот курс?

  • Уникальные экскурсии в труднодоступные места
  • Команда опытных преподавателей
  • Креативные и увлекательные формы обучения

Содержание курса

  • Основные понятия: Топография, наследие, империя
  • До 1703 года: истории коренных народов и глобальные связи на Неве
  • Петербург XVIII века
  • Топография политических преступлений: Петропавловская крепость
  • Религиозный ландшафт Петербурга
  • За имперским фасадом: Петербург рабочего класса
  • Русская революция 1917 года
  • Планирование социалистического города
  • Криминальная столица? Санкт-Петербург в 1990-е годы
  • Заключительный коллоквиум
  • Выездные экскурсии в центр Санкт-Петербурга, Шлиссельбург, Кронштадт, Пушкин, а также в садоводческие товарищества Ленинградской области

Навыки и умения

  • Сформировать прочные знания по истории Санкт-Петербурга;
  • Развивать способность критически осмысливать основные события и тенденции в истории Санкт-Петербурга:
  • Определить ключевые нарративы, акторов и институты исторической памяти в современном Санкт-Петербурге;
  • Спланировать и выполнить групповой проект, связанный с историей, культурой и политикой памяти.

Требования к участникам

Летняя школа предназначена для студентов, изучающих гуманитарные и социальные науки, но в принципе открыта для кандидатов из других областей знаний. Знание русского языка не требуется, так как все лекции, семинары и экскурсии будут проводиться на английском языке. Базовые знания по истории страны и современной России желательны, но не обязательны. В летнюю школу приглашаются студенты из всех зарубежных и российских университетов.

Метод преподавания

Презентации преподавателей, семинары (частично проводимые в городском пространстве Санкт-Петербурга), групповые проекты.

Финальный экзамен

Эссе (5–6  стр.).

Оценка работы

50% Презентация группового проекта + 50% Итоговое эссе.

Курс читают

Доцент Александра Бекасова; доцент Татьяна Борисова; доцент Лоренц Эррен; старший преподаватель Екатерина Калеменева; доцент Александра Касаткина; старший преподаватель Игорь Кузинер; доцент Александр Резник; декан, профессор Адриан Селин; старший преподаватель Павел Васильев.

Рекомендации по литературе

Keenan, Paul. “The Summer Gardens in the Social Life of St Petersburg, 1725-1761.” SEER 88, no. 1-2 (2010): 134-155.

Henriksson, Anders. “Nationalism, Assimilation and Identity in Late Imperial Russia: The St. Petersburg Germans, 1906–1914.” The Russian Review 52, no. 3 (1993): 341–353.

Kelly, Catriona: “‘A Dissonant Note on the Neva’ Historical Memory and City Identity in Russia’s Second Capital during the Post-Stalin Era.” Journal of Eurasian Studies 1, no. 1 (2010): 72-83.

Brother (dir. Alexei Balabanov, 1997).