• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

193171, Санкт-Петербург,
ул. Седова, 55, корпус 2, комн. 310
тел. (812) 560-03-32

198099, Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, 17, комн. 405 А
тел. (812) 300-83-49

194100, Санкт-Петербург
ул. Кантемировская, д.3, комн. 210, 211
тел. (812) 644-59-11 * 61526 (812) 644-59-11 * 61527

Руководство
Заместитель руководителя Смирнова Наталья Викторовна
Глава в книге
Обучение экстенсивному чтению на начальном этапе изучения немецкого как второго иностранного языка в неязыковом вузе

Никифорова С. А.

В кн.: Обучение чтению на иностранном языке в современном университете : монография. М.: Юрайт, 2020. С. 134-144.

Препринт
PREDANIE, LEGENDA, SKAZANIE: THREE GENERIC LABELS IN VLADIMIR ODOEVSKY’S WORKS

Tuliakova N. A.

Literary Studies. WP BRP. Высшая школа экономики, 2018. No.  26/LS/2018.

Несколько слов о творческом письме...

С 26 по 29 августа в музее-усадьбе «Ясная поляна» состоялась летняя школа, организованная программой Фулбрайта и МГУ им. М.В.Ломоносова, посвящённая проблемам творческого письма. Представители нашего департамента приняли участие в работе школы.

В последних числах августа состоялась XXI Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа «Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования», организованная и блестяще проведённая Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Программа Фулбрайта в России в музее-усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная поляна». Отдельная благодарность тем замечательным людям, которые занимались организацией школы и обеспечивали каждый день её работы!  За три рабочих дня участники школы обсуждали принципиальные вопросы развития творческого письма в Российской Федерации и возможности продвижения курсов творческого письма на различных этапах образования. Наш департамент в работе школы представляли кандидат филологических наук, доцент, заместитель руководителя департамента Н. А. Тулякова и старший преподаватель департамента С.В.Чумилкин.

Творческое письмо как образовательная дисциплина в рамках высшего традиционного образования выглядит по меньшей мере как нечто новое, если не сказать совершенно необычное. Тем не менее, в мировой практике творческое письмо пользуется значительной популярностью. В основе этой популярности лежит тот факт, что творческое письмо не только позволяет научиться успешно создавать собственно литературные и около литературные тексты, не только обучится технике создания творческих текстов и приёмам выработки авторской стилистики, но также помогает студенту открыть о себе кое-что новое, посмотреть на творческий процесс с новой стороны, а в дальнейшем применить творческий подход в других областях (если уж не пришлось стать большим писателем). Таким представляется творческое письмо сегодня глазами профессора Университета Айовы (США) Криса Меррила, который занимается творческим письмом уже не первый год, и кандидат филологических наук, ординарный профессор Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель академической программы «Литературное мастерство» Майи Кучерской.

Дисциплина «Творческое письмо» вполне может быть имплементировано в академическую среду. Профессор Уорикского университета (Великобритания) Морин Фрили подробно рассказала о тех подходах, которые используются в США и Великобритании, к созданию и использованию критериев оценивания творческого письма, а также включения его процедур и подходов в академический учебный план (не будем забывать и о реальности возможности создания учебных программ для курсов творческого письма). В частности, вполне успешно можно не только разделять творческую работу на определённые этапы, удобные для обучения, но и составлять гибкие системы контроля качества выполняемых студентами работ, которые могут в дальнейшем быть трансформирована в любую шкалу оценивания. Иными словами, курс творческого письма может появляется как в виде самостоятельного курса, так и быть использован более ограниченно, например, используя отдельные техники и приёмы в рамках курсах, в которых обучение письму играет принципиальное значение.

Творческое письмо включает в себя огромное количество умений, навыков и необходимых знаний. Прежде всего, автор должен обладать подходами к созданию собственно уникального текста. Авторский голос является тем самым штрих кодом, по которому один автор отличается от другого, а он создаётся в том числе за счёт умелого использования различных приёмов построения действия, текстов, диалога и т.д. Вторым важным аспектом творческого письма является умение использовать и знать жанры письма и основные принципы специальных наук о тексте, которые позволяют автору подходить к созданию текстов не с позиции читателя текста, а с позиции творца. В процессе работы школы об этом рассказывали кандидат филологических наук, профессор Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Екатерина Лямина (о жанрах, в которых люди пишут о себе), кандидат филологических наук, доцент Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Вдовин (о жанре биографии) и кандидат филологических наук, старший преподаватель Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Александра Баженова-Сорокина (доклад об использовании нарратологии в рамках курсов творческого письма). И наконец, для творческого письма принципиальным видится система общелитературных знаний. Это прежде всего умение анализировать литературный текст, в том числе на уровне реализации авторской концепции через конфликт. О последнем в столь же ярко сколь ярко столь и глубоко рассказывал доцент Санкт-Петербургского университета Андрей Аствацатуров, приводя в пример конфликта дискоммуникации, который можно использовать как для анализа литературных произведений, что часто позволяет вскрыть авторскую концепцию, так и для построения конфликтов в собственном творчестве.

По итогам всех занятий школы курс творческого письма начинается видится не как отдалённая реальность. Тем более, что всех лучших университетах мира курсы творческого письма существует и пользуются они серьёзной популярностью. Уверен, что студенты нашего университета были бы вполне успешны рамках такого курса и он был бы им очень интересен. Что ж, наш университет рвётся в число лучших, так что….

P.S. Впрочем, как бы не сложилась ситуация с появлением такого замечательного курса, в любом случае можно уделить время, чтобы заглянуть в прекрасный музей-заповедник «Ясная поляна»: это очень красивое место, где работают замечательные специалисты. И Лев Николаевич, конечно же…