Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
194100, Санкт-Петербург
ул. Кантемировская, д.3, комн. 210, 211
тел. (812) 644-59-11 * 61526 (812) 644-59-11 * 61527
Наши преимущества:
Новикова С. Ю., Синеокая Н. А., Трофимова Н. А.
М.: Флинта, 2024.
Nikitina N. A., Tuliakova N. A.
Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya. 2024. No. 88. P. 196-216.
В кн.: Гендер в зеркале немецкой культуры. М.: Флинта, 2024. С. 55-88.
Literary Studies. WP BRP. Высшая школа экономики, 2015. No. WP BRP 11/LS/2015 .
В последних числах августа состоялась XXI Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа «Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования», организованная и блестяще проведённая Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Программа Фулбрайта в России в музее-усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная поляна». Отдельная благодарность тем замечательным людям, которые занимались организацией школы и обеспечивали каждый день её работы! За три рабочих дня участники школы обсуждали принципиальные вопросы развития творческого письма в Российской Федерации и возможности продвижения курсов творческого письма на различных этапах образования. Наш департамент в работе школы представляли кандидат филологических наук, доцент, заместитель руководителя департамента Н. А. Тулякова и старший преподаватель департамента С.В.Чумилкин.
Творческое письмо как образовательная дисциплина в рамках высшего традиционного образования выглядит по меньшей мере как нечто новое, если не сказать совершенно необычное. Тем не менее, в мировой практике творческое письмо пользуется значительной популярностью. В основе этой популярности лежит тот факт, что творческое письмо не только позволяет научиться успешно создавать собственно литературные и около литературные тексты, не только обучится технике создания творческих текстов и приёмам выработки авторской стилистики, но также помогает студенту открыть о себе кое-что новое, посмотреть на творческий процесс с новой стороны, а в дальнейшем применить творческий подход в других областях (если уж не пришлось стать большим писателем). Таким представляется творческое письмо сегодня глазами профессора Университета Айовы (США) Криса Меррила, который занимается творческим письмом уже не первый год, и кандидат филологических наук, ординарный профессор Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель академической программы «Литературное мастерство» Майи Кучерской.
Дисциплина «Творческое письмо» вполне может быть имплементировано в академическую среду. Профессор Уорикского университета (Великобритания) Морин Фрили подробно рассказала о тех подходах, которые используются в США и Великобритании, к созданию и использованию критериев оценивания творческого письма, а также включения его процедур и подходов в академический учебный план (не будем забывать и о реальности возможности создания учебных программ для курсов творческого письма). В частности, вполне успешно можно не только разделять творческую работу на определённые этапы, удобные для обучения, но и составлять гибкие системы контроля качества выполняемых студентами работ, которые могут в дальнейшем быть трансформирована в любую шкалу оценивания. Иными словами, курс творческого письма может появляется как в виде самостоятельного курса, так и быть использован более ограниченно, например, используя отдельные техники и приёмы в рамках курсах, в которых обучение письму играет принципиальное значение.
Творческое письмо включает в себя огромное количество умений, навыков и необходимых знаний. Прежде всего, автор должен обладать подходами к созданию собственно уникального текста. Авторский голос является тем самым штрих кодом, по которому один автор отличается от другого, а он создаётся в том числе за счёт умелого использования различных приёмов построения действия, текстов, диалога и т.д. Вторым важным аспектом творческого письма является умение использовать и знать жанры письма и основные принципы специальных наук о тексте, которые позволяют автору подходить к созданию текстов не с позиции читателя текста, а с позиции творца. В процессе работы школы об этом рассказывали кандидат филологических наук, профессор Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Екатерина Лямина (о жанрах, в которых люди пишут о себе), кандидат филологических наук, доцент Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Вдовин (о жанре биографии) и кандидат филологических наук, старший преподаватель Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Александра Баженова-Сорокина (доклад об использовании нарратологии в рамках курсов творческого письма). И наконец, для творческого письма принципиальным видится система общелитературных знаний. Это прежде всего умение анализировать литературный текст, в том числе на уровне реализации авторской концепции через конфликт. О последнем в столь же ярко сколь ярко столь и глубоко рассказывал доцент Санкт-Петербургского университета Андрей Аствацатуров, приводя в пример конфликта дискоммуникации, который можно использовать как для анализа литературных произведений, что часто позволяет вскрыть авторскую концепцию, так и для построения конфликтов в собственном творчестве.
По итогам всех занятий школы курс творческого письма начинается видится не как отдалённая реальность. Тем более, что всех лучших университетах мира курсы творческого письма существует и пользуются они серьёзной популярностью. Уверен, что студенты нашего университета были бы вполне успешны рамках такого курса и он был бы им очень интересен. Что ж, наш университет рвётся в число лучших, так что….
P.S. Впрочем, как бы не сложилась ситуация с появлением такого замечательного курса, в любом случае можно уделить время, чтобы заглянуть в прекрасный музей-заповедник «Ясная поляна»: это очень красивое место, где работают замечательные специалисты. И Лев Николаевич, конечно же…