Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар НУГ "Мастер-класс по созданию лингводидактических анкет: фокус на потребности обучаемых и лучшие практики для создания эффективных опросных инструментов"

26 июня 2024 года прошел семинар научно-учебной группы по изучению частотных характеристик языка, посвященный правилам, рискам и возможностям составления лингводидактических анкетирований. Спикерами семинара стали приглашенный специалист факультета иностранных языков СПбГУ Сеничкина Ольга Авенировна и участник НУГ Игорь Петров.

Доклад Петрова Игоря

Доклад Петрова Игоря

Семинар был посвящен общей опросной методологии, а также лучшим практикам в составлении лингводидактических анкет. В частности, Сеничкина Ольга Авенировна поделилась профессиональными инсайтами о том, как правильно формулировать вопросы в анкете, чтобы получить максимально точные и полезные данные от студентов. Также были рассмотрены различные способы анализа полученных результатов и подходы к интерпретации данных. Ольга Авенировна раскрыла вопрос целеполагания при составлении анкет, а также указала на аспекты, которые обязательно должны освещаться в опросе, - прямо или косвенно. Участники семинара узнали, какими способами можно подтвердить ответы респондентов в одном опросе, тем самым приблизив результаты к правдивым. «Нам нужны не правильные ответы, а истинные», - так спикер описал основной принцип составления анкет. Для выполнения этого принципа важно понимать, какие данные действительно важны и на какой объем вопросов и в каком формате респонденты готовы ответить. Анкета должна быть поддерживающей и доброжелательной, а не ставящей человека в неудобное положение или насильственной, поэтому формулировка вопросов также имеет ключевое значение в составлении успешной анкеты.

Участники НУГ были очень заинтересованы рассказом Ольги Авенировны и нашли много параллелей между предметом дискуссии и своими научными работами. В том числе, младшие участники НУГ, недавно проводившие исследование среди студентов на предмет использования инструментов ИИ при написании курсовых работ, отрефлексировали свой опыт: «Я действительно понял как важно деликатно сформулировать вопрос так, чтобы у ученика не было стремления показать какой он «хороший»; чтобы получить реалистичную картину происходящего», - поделился Александр Богданов.

Вопросы и ответы

Рассказ приглашенного спикера был дополнен социологическими изысканиями Петрова Игоря Дмитриевича (участник НУГ), который поделился собственным опытом применения анкетирования, рассказал об основных ошибках, которые допускаются исследователями при составлении опросов, и предложил практические рекомендации по корректной формулировке закрытых вопросов.

Ключевые выводы:

– Анкета должна содержать не более 15 вопросов. В противном случае респонденты устанут её проходить, а это повлияет на качество результатов.

– Формулировка вопросов должна быть четкой, конкретной и не допускать двусмысленности, чтобы избежать искажения результатов.

– Важно проводить предварительное тестирование анкеты на коллегах и/или знакомых, чтобы выявить возможные проблемы с формулировкой вопросов или структурой опроса.

Семинар завершился экстенсивным обсуждением использования self-completion questionnaires в образовательном контексте. Участники семинара поговорили о преимуществах и недостатках использования таких опросников, а также поделились критическими замечаниями по их заполнению.

 

Презентация Сеничкиной О.А. – https://disk.yandex.ru/i/dEWAdqRC_V1piQ

Презентация Петрова И.Д. – https://disk.yandex.ru/i/rMO3HVpIKErJMQ

 

Запись семинара: https://disk.yandex.ru/d/iPHeiIbBML42jw

Составление опросов