• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар НУГ "Мастер-класс по созданию лингводидактических анкет: фокус на потребности обучаемых и лучшие практики для создания эффективных опросных инструментов"

26 июня 2024 года прошел семинар научно-учебной группы по изучению частотных характеристик языка, посвященный правилам, рискам и возможностям составления лингводидактических анкетирований. Спикерами семинара стали приглашенный специалист факультета иностранных языков СПбГУ Сеничкина Ольга Авенировна и участник НУГ Игорь Петров.

Доклад Петрова Игоря

Доклад Петрова Игоря

Семинар был посвящен общей опросной методологии, а также лучшим практикам в составлении лингводидактических анкет. В частности, Сеничкина Ольга Авенировна поделилась профессиональными инсайтами о том, как правильно формулировать вопросы в анкете, чтобы получить максимально точные и полезные данные от студентов. Также были рассмотрены различные способы анализа полученных результатов и подходы к интерпретации данных. Ольга Авенировна раскрыла вопрос целеполагания при составлении анкет, а также указала на аспекты, которые обязательно должны освещаться в опросе, - прямо или косвенно. Участники семинара узнали, какими способами можно подтвердить ответы респондентов в одном опросе, тем самым приблизив результаты к правдивым. «Нам нужны не правильные ответы, а истинные», - так спикер описал основной принцип составления анкет. Для выполнения этого принципа важно понимать, какие данные действительно важны и на какой объем вопросов и в каком формате респонденты готовы ответить. Анкета должна быть поддерживающей и доброжелательной, а не ставящей человека в неудобное положение или насильственной, поэтому формулировка вопросов также имеет ключевое значение в составлении успешной анкеты.

Участники НУГ были очень заинтересованы рассказом Ольги Авенировны и нашли много параллелей между предметом дискуссии и своими научными работами. В том числе, младшие участники НУГ, недавно проводившие исследование среди студентов на предмет использования инструментов ИИ при написании курсовых работ, отрефлексировали свой опыт: «Я действительно понял как важно деликатно сформулировать вопрос так, чтобы у ученика не было стремления показать какой он «хороший»; чтобы получить реалистичную картину происходящего», - поделился Александр Богданов.

Рассказ приглашенного спикера был дополнен социологическими изысканиями Петрова Игоря Дмитриевича (участник НУГ), который поделился собственным опытом применения анкетирования, рассказал об основных ошибках, которые допускаются исследователями при составлении опросов, и предложил практические рекомендации по корректной формулировке закрытых вопросов.

Ключевые выводы:

– Анкета должна содержать не более 15 вопросов. В противном случае респонденты устанут её проходить, а это повлияет на качество результатов.

– Формулировка вопросов должна быть четкой, конкретной и не допускать двусмысленности, чтобы избежать искажения результатов.

– Важно проводить предварительное тестирование анкеты на коллегах и/или знакомых, чтобы выявить возможные проблемы с формулировкой вопросов или структурой опроса.

Семинар завершился экстенсивным обсуждением использования self-completion questionnaires в образовательном контексте. Участники семинара поговорили о преимуществах и недостатках использования таких опросников, а также поделились критическими замечаниями по их заполнению.

 

Презентация Сеничкиной О.А. – https://disk.yandex.ru/i/dEWAdqRC_V1piQ

Презентация Петрова И.Д. – https://disk.yandex.ru/i/rMO3HVpIKErJMQ

 

Запись семинара: https://disk.yandex.ru/d/iPHeiIbBML42jw