• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар НУГ «Проблемы и перспективы предъявления лексических единиц с опорой на корпусные ресурсы. Типология упражнений и заданий, приемы работы»

21 июля 2023 года состоялся двенадцатый семинар научно-учебной группы по исследованию частотных характеристик языка на тему «Проблемы и перспективы предъявления лексических единиц с опорой на корпусные ресурсы. Типология упражнений и заданий, приемы работы». С докладом выступили руководитель НУГ Ольга Горина и участник НУГ, ст. преподаватель департамента иностранных языков, Светлана Кучеренко. Оппонентом выступила участник НУГ, ст. преподаватель департамента иностранных языков, Лариса Камнева.

В рамках семинара обсуждались лингво-дидактические материалы с опорой на корпус которые (i) могут использовать корпусные примеры, т.е. предъявлять лингвистический материал в виде конкордансов с вариативными заданиями, (ii) опираться на корпусную статистику. Упражнения и задания с опорой на корпусные примеры используют аутентичный речевой материал, отбираемый из компьютерной базы корпуса. Разрабатываемые лингво-дидактические материалы могут также подразделяются на: (i) упражнения (ii) задания, и (iii) исследовательские задачи. Упражнения преимущественно используют приемы: сопоставление, множественный выбор, вертикальное чтение конкорданса и создание правила, коллокационного профиля, лексико-грамматического профиля лексической единицы, т.е. – это знакомство с ЛЕ, ее семантизация и коллокационно-коллигационная картина. Под заданиями понимаются коммуникативные задания, помогающие вписать изученное слово /выражение в собственную речепродукцию студента.  Они направленны на общение; их цель формулируется в нелингвистических терминах, например: обсудить целесообразность инвестирования усилий и финансовых ресурсов в высшее образование. Результат таких заданий может носить как лингвистический, так и нелингвистический характер, т.е. это задания с акцентом на содержание. Более сложное изучение корпусной статистики с последующим докладом может формулироваться как исследовательская задача

В ходе обсуждения наметилась модель лексически направленного занятия; принято решение о количестве корпусного материала, которое необходимо вводить на занятиях. Участники пришли к общему мнению, что работа с самими корпусными данными, т.е. с многочисленными «живыми» речевыми употреблениями должна вводиться с трудно усваиваемой лексикой, в случаях значительного интерферирующего влияния родного языка, в случаях со сложной и неочевидной коллокационной и коллигационной картиной ЛЕ.

Запись семинара по ссылке: https://disk.yandex.com/d/g9wGCcy3mzziuw

Презентация: https://disk.yandex.com/i/Eslmz63Emfvy4g