• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар НУГ «Отбор, предъявление и усвоение лексики в русле корпусных подходов и Hapax legomena»

1 марта 2023 года состоялся пятый семинар НУГ на тему «Отбор, предъявление и усвоение лексики в русле корпусных подходов». С докладом выступили руководитель НУГ, доцент Ольга Горина и участник проекта Михаил Крайторов.

Михаил Крайторов рассказал о явлении hapax legomena. Это слова, которые встречаются лишь единожды в изучаемом контексте. Было определено историческое происхождение данного явления. Мы рассмотрели свойства таких слов (гапаксов), обсудили факторы, которые влияют на их количество в тексте. А после - детально обсудили математическое выведение соотношения количества гапаксов в контексте ко всему частотному словарю.

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/0oI9kduWimgbOg

Ольга Горина выступила с презентацией, после которой участники семинара обсудили вопросы отбора содержания обучения и некоторые элементы статистической наглядности, способствующие усвоению лексики. 

Напомним, что теория обучения (или передачи опыта) языкам с диахронической точки зрения представляет собой смену крайностей. Вместе с тем, новые методы впитывают опыт предыдущих концепций, даже если они строятся на их отрицании. Мы сегодня работаем в коммуникативном подходе.  Кроме того, мы находимся в области преподавания «English for Specific Purposes» (ESP). Отметим,  возникновение термина связывают с именами А. Уотерса и Т. Хатчинсона (Hutchinson, Waters 1991). Основной фактор выделения ESP в отдельное направление заключается в том, что в результате расширения коммерческих и производственных международных связей впервые образовалась категория таких обучающихся, которые четко представляли, с какой целью они изучают английский язык. Как следствие, возникла необходимость в создании сжатых по времени, высокоэффективных курсов обучения с четко определенными целями. Также, произошел сдвиг фокуса внимания на обучающегося и его интересы, что усилило осознание необходимости профессиональной направленности учебных материалов, которые должны отражать сферу интересов обучающихся, т.е. профессиональную сферу. Таким образом, в рамках проекта перед нами стоит задача отбора профессионально –релевантной лексики и ее предъявления.  

Думая о новых возможностях предъявления лексического материала, мы опираемся на корпусные данные и возможности.  По приемам корпусного инструментария мы выделили следующие типы заданий: 

1) задания с использованием строк сочетаемости, или конкорданса, например:  «вертикальное чтение» и наблюдение  за коллокационно-коллигационным профилем слова,  составление его  лексико-грамматической карты;
2) задания с использованием функции поиска коллокаций разной степени устойчивости с помощью корпусных показателей;
3) задания с использованием Ключевых Слов, например, аннотирование текста;
4) комбинированные задания, в которых используются и корпусные и традиционные приемы. Средством статистической наглядности может быть список частотности, диаграмма употребления слова по регистрам и жанрам, «облако слов», составленное из самых частотных содержательных слов, КС или коллокаций  изучаемого текста. 

Участники семинара отметили прикладную составляющую обсуждаемых тем и наметили планы на дальнейшие этапы реализации проекта.

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/TeLtvHTYOBbPxQ