04/15.08.1711, сб. П. и Екатерина пошли от Днестра и ночевали в с. Куче.
П. и Екатерина пошли от Днестра и ночевали в с. Куче, откуда П., отпустив войска, отправился для лечения в Карлсбад[1]. «На другой день отъезда» П. Б.П.Шереметев выступил в поход и остановился лагерем в Шарграде, где были собраны все офицеры. Он объявил именем П. о заключении мира и о благодарности за службу, офицерам были розданы абшиды[2].
Письма и бумаги П.: 1. Сенату указ «из лагору от Днестра» рассмотреть и действовать по поданному «нам здесь» доношению Г.М.Метцеля о пошлинных и иных сборах[3]; 2. Вероятно, Ф.М.Апраксину был послан дубликат письма от 03.08[4]*.
Комментарий.
* Растерянность главного начальника приазовских крепостей Ф.М.Апраксина при получении известия о нежданном-негаданном мире отражает его письмо П. от 05.08. Ф.М.Апраксин сообщал, что 31.07 к нему прибыл турецкий чиновник и объявил, что заключен мир и что для оглашения мира «есть у них присланный с указом генерал-майор [В.К.]Павлов, чего мы за истину не чаяли и тех турок задержали в чесном аресте, а в турецкий флот отпускал из оных одного леванта с письмом, чтоб помянутого [В.К.]Павлова прислали к нам. И сего августа 1 числа оный [В.К.]Павлов к нам отпущен и указ В.в., писанный от реки Прут июля 12-го, от него принял и не знали, что делать, разсуждали, что оный послан в жестокой тесноте. И того ж числа получил В.в. повторительный указ от реки Жижи июля 15-го с курьером [Степаном] Сафоновым о разорении крепостей и об отвозе амуниции и всех корабельных припасов в Черкасское. На которое В.в. изволение доношу, что по тому указу в краткое время исполнить невозможно, хотя б было при нас 2000 человек и 1000 будар, одних пушек, кроме корабельных в обеих крепостях и по гавану без мала тысяча, а и корабельных есть число немалое, также и припасов корабельных многое число, и провианту от предбудущаго генваря слишком на год. И что мне делать не знаю, однакож по возможности исправлять будем». Просит П. обратиться к туркам, «чтоб, как возможно, сие исправление оставить до предбудущаго лета, то б хотя с нуждою возмогли управиться. Смертельным плачем о том нечаянном несчастливом случае и молим В.ц.в.: умилосердися над нами и над всем российским народом, не дай себя в жестокое сокрушение, и на доношение наше повели дать немедленный указ: ежели до ноября месяца крепостей разорить не можем и амуницию не отвезем, что нам делать, не изволишь ли оныя крепости держать до предбудущаго лета?», а также ждет указаний о подготовке кораблей для перехода через Босфор[5].
[1] ПЖПВ. 1711 г. С. 22; ГСВ. 1. С. 178, 375.
[2] Моро де Бразе. Записки. С. 418-419.
[3] ЗА. 1. С. 37-38; ПБП. 11-2. № 4672. С. 78.
[4] ПБП. 11-2. № 4678. С. 81.
[5] Война с Турциею. С. 182-183.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.