• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

13/23.07.1698, ср. П. в Вене




13.07.1698
13.07.1698
Гузевич Д.Ю., историк , Постников Петр Васильевич (Посников Перворожденный), доктор 9"врач-философ", выпускник Падуанского университета, резидент России во Франции (без статуса) (с 1702), Зицер Э., историк , Адриан (в миру Андрей) (02.10.1637, или 1627, или 1639 – 16.10.1700), патриарх Московский (24.08.1690), Возницын Прокофий (Прокопий Богданович, Пронка) (ум. 04.02.1702), подьячий Приказа Большого дворца (1667), молодой подьячий Посольского приказа (04.11.1667), послан гонцом в Вену и Венецию(1668); с А.Л.Ординым-Нащокиным на Польском посольском съезде (март 1669); с В.С.Волынским в посольстве в Польше (июль 1674); гонец туда же (1675); старый подьячий Посольского приказа (с 1675/76): дьяк (06.05.1681), послан в Турцию с Чириковым (1681); послан в Варшаву «посланником и стольником на резиденцию», вернулся 20.06.1689; велено быть в дьяках Посольского приказа «по-прежнему» (17.08.1689), думный дьяк (11.01.1690), тогда же велено быть в Расправной палате; велено быть в приказе Казанского дворца (23.04.1690); назначен третьим послом в Великое посольство (06.12.1696),выехал из Москвы (09.03.1697); назначен посланником на Карловицкий мирный конгресс (авг. 1698), заключил перемирие с Турцией (25.12.1698), выехал из Вены (16.03.1699); велено ведать Аптекарскую палату (25.09.1698); указ 26.06.1701 «Великий государь пожаловал ево велел в боярских книгах и в списках и во всяких писмах писать ево с –вичем выше думных дьяков. Думный советник», участвовал в боярских совещаниях (1698 – 1700) (Источн: ДР IV, стб 523, 1104; Демидова. Служилая бюрократия. С. 117 – 118; Захаров. Разрядные повестки; Захаров. Боярские списки. Дата обращения 29.04.2021; Белокуров. О Посольском приказе. С. 125-126), Рудзини Карло (Ruzzini Carlo) , венецианский посол в Вене , Поллонич (Колониц), кардинал , Вольф (Волф, Вольфе), иезуит , Шварц (Schwarcz) И., историк , Богословский М.М., историк


 

П. в Вене, был на католическом богослужении «в Новичном езуитском доме» (Професгаус), отслушал большую церемониальную обедню, в которой служил кардинал Поллонич (Колониц) в Университетской иезуитской церкви, затем обедал в рефектории отцов иезуитов. После обеда П. с иезуитом Вольфом, цесарским фаворитом, поехал в Пресбург, «где держатся рады венгерских чинов»), там же хранят корону Стефана «славную и чудную» и другие драгоценности венгерских королей и где их коронуют. Туда плыли по Дунаю, обратно вернулись на почтовых[1]*. «По указу государеву поехали от посольской свиты 4 человека в Венецию наперед» во главе с П.В.Постниковым[2]. Визит к П.Б.Возницыну венецианского посла Карла Рудзини, обсуждение проблемы приезда волонтеров в Венецию, отъезд из Вены 6 человек с доктором Постниковым «для морских воинских дел», дан проезжий лист[3].

Комментарий.

* Поездка в Пресбург была, как уже сказано выше, связана с интересом П. к речному судостроению на большой реке. Кроме того, Д.Ю.Гузевич на полях рукописи Биохроники высказал мысль, что, возможно, что поездка была связана с реминисценциями по поводу Прешбурга - крепостицы на Яузе, занимавшей много места в жизни молодого П. Это исключить нельзя, Э.Зицер это сопоставление включает  в свою малоубедительную теорию «царства преображения»[4]. Впоследствии иезуит Вольф писал, что по дороге они с П. обсуждали актуальную для католического духовенства тему объединения церквей, и П. сказал, что он не против, но правoславное духовенство будет кричать: «Распни его!»[5]. Позже это стало традиционной уловкой П., стремившегося уйти от прямого ответа и изображавшего себя в этом вопросе как нейтрального доброжелателя, которого православная церковь может ослушаться. На самом деле соединение церквей было невыгодно царю – истинному главе Русской православной церкви, которая была целиком поставлена на службу государству, что со смертью патриарха Адриана в 1700 г. стало особенно очевидно. Общение с иезуитом, против которого были резко настроены Великие послы, было, кроме того, нужно П. в силу его ненасытной любознательности – он постоянно проявлял интерес к другим вероисповеданиям, заходил в костелы, молельные дома разных конфессий, беседовал с квакерами. В материалах об этой поездке ничего не говорится о ее цели. Допускаю, что П. решил встряхнуться, отправившись по воде на судне и, вероятно, еще с целью испить минеральной воды.

 


[1] Гизен. Журнал. 1. С. 87; Шварц. Великое посольство. С. 61.

[2] Гизен. Журнал. 1. С. 87; Путевой журнал. С. 365.

[3] Ф.Лефорт. Сборник. С. 349.

[4] Зицер. Царство преображения. С. 62-64.

[5] Богословский. Петр I. 2. С. 523-524.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.