13/23.07.1698, ср. П. в Вене
П. в Вене, был на католическом богослужении «в Новичном езуитском доме» (Професгаус), отслушал большую церемониальную обедню, в которой служил кардинал Поллонич (Колониц) в Университетской иезуитской церкви, затем обедал в рефектории отцов иезуитов. После обеда П. с иезуитом Вольфом, цесарским фаворитом, поехал в Пресбург, «где держатся рады венгерских чинов»), там же хранят корону Стефана «славную и чудную» и другие драгоценности венгерских королей и где их коронуют. Туда плыли по Дунаю, обратно вернулись на почтовых[1]*. «По указу государеву поехали от посольской свиты 4 человека в Венецию наперед» во главе с П.В.Постниковым[2]. Визит к П.Б.Возницыну венецианского посла Карла Рудзини, обсуждение проблемы приезда волонтеров в Венецию, отъезд из Вены 6 человек с доктором Постниковым «для морских воинских дел», дан проезжий лист[3].
Комментарий.
* Поездка в Пресбург была, как уже сказано выше, связана с интересом П. к речному судостроению на большой реке. Кроме того, Д.Ю.Гузевич на полях рукописи Биохроники высказал мысль, что, возможно, что поездка была связана с реминисценциями по поводу Прешбурга - крепостицы на Яузе, занимавшей много места в жизни молодого П. Это исключить нельзя, Э.Зицер это сопоставление включает в свою малоубедительную теорию «царства преображения»[4]. Впоследствии иезуит Вольф писал, что по дороге они с П. обсуждали актуальную для католического духовенства тему объединения церквей, и П. сказал, что он не против, но правoславное духовенство будет кричать: «Распни его!»[5]. Позже это стало традиционной уловкой П., стремившегося уйти от прямого ответа и изображавшего себя в этом вопросе как нейтрального доброжелателя, которого православная церковь может ослушаться. На самом деле соединение церквей было невыгодно царю – истинному главе Русской православной церкви, которая была целиком поставлена на службу государству, что со смертью патриарха Адриана в 1700 г. стало особенно очевидно. Общение с иезуитом, против которого были резко настроены Великие послы, было, кроме того, нужно П. в силу его ненасытной любознательности – он постоянно проявлял интерес к другим вероисповеданиям, заходил в костелы, молельные дома разных конфессий, беседовал с квакерами. В материалах об этой поездке ничего не говорится о ее цели. Допускаю, что П. решил встряхнуться, отправившись по воде на судне и, вероятно, еще с целью испить минеральной воды.
[1] Гизен. Журнал. 1. С. 87; Шварц. Великое посольство. С. 61.
[2] Гизен. Журнал. 1. С. 87; Путевой журнал. С. 365.
[3] Ф.Лефорт. Сборник. С. 349.
[4] Зицер. Царство преображения. С. 62-64.
[5] Богословский. Петр I. 2. С. 523-524.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.