• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Начало марта 1697 г. П. в Москве и в Преображенском.




1.03.1697
5.03.1697


Генрих Гизен писал, что во время подготовки к походу П. «изволил раздавать потребные свои повеления и особливые наказы вышним судьям, приказным наместникам, губернаторам над провинциями, генералам и иным знатным особам, на которых положено было сбережение Сына его Государя царевича Алексея Петровича, будучаго тогда седьми лет, также и царской фамилии и иные самые важные дела ради тишины и правления в империи его во время его отбытия»[1]*.

Письма и бумаги П.: 1. Инструкция генерал-майору, командиру Преображенского полка А.М.Головину «ко управлению полку»[2]; 2. Пункты великим послам о приеме в службу опытных капитанов, поручиков и подпоручиков, о найме боцманов, штурманов, матросов, о покупке припасов на корабли, о найме строителя адмиралтейства и мастеровых разных профессий, о заказе в Любеке пушек по чертежам, о сыске пушечных мастеров в Москве, о порохе и свинце, ткани на знамена, о корабельных лекарях, о припасах[3].

Комментарий.

* По мнению М.М.Богословского, П., вернувшись из Второго Азовского похода, весь период с 1.10.1696 по 09.03.1697 провел в Преображенском и занимался проектированием кораблей, принимал меры по усилению Азовского края, снаряжал Великое посольство и «впервые выступает перед нами как монарх, отдающий повеления, выслушивающий доклады и разрешающий представляемые ему вопросы, но эта деятельность монарха длится всего только пять месяцев». В это время П. впервые соприкоснулся с доставшейся ему от предков государственной машиной, которая действовала старыми способами, рутинно. Для своих замыслов он ее использует, беря в руки старые орудия, «за неимением никаких иных. Петру пока, разумеется, еще и в голову не приходит, что эти орудия непригодны для новых планов, что можно и придется заменить их другими – он берет то, что есть под рукою. Самая новизна его замыслов и дел не кажется ему еще пока такою разительною, какою она казалась ему впоследствии, в конце жизни, когда он станет оглядываться на прошлое, он еще не может оценить ее объективно, сознать расстояние между тем, что было до него и что он начал созидать, для него его действия укладывались в последовательную цепь поведения, каждый новый шаг связывался с предыдущим. Строились корабли на Переславском озере, затем стал заводиться флот на Азовском море, бились под Кожуховым, играя в войну, затем полушутя-полусерьезно стали воевать под Азовом – между этими фактами сознание Петра едва ли представляло ту глубину различия в их значении, какая в действительности между ними была. Вполне естественно, что, не сознавая еще отчетливо всей новизны своих стремлений, он пользуется для их осуществления имеющимися налицо орудиями. Только понемногу, частично в системе административного механизма начинают появляться новые части, вызываемые новыми потребностями как, например, Генеральный двор в Преображенском, где сосредотачивается управление новыми полками, «адмиралтеец» с адмиралтейским двором в Воронеже для постройки кораблей, иноземцы-генералы, приглашаемые в Боярскую думу». М.М.Богословский отмечает и другую важную черту перемен – П. забрасывает дворцовый ритуал, причем у него охлаждаются отношения с патриархом Адрианом, на службах которого он отсутствует. Охлаждение связано с тем, что патриарх осуждает близость царя с Ф.Я.Лефортом и Немецкой слободою, а также намерение царя поехать за границу[4].

 


[1] Гизен. Журнал. 1. С. 24.

[2] ПБП. 1. С. 611-612; Розенгейм. Очерк. С. 57.

[3] ПБП. 1. № 140. С. 135-137.

[4] Богословский. Петр Великий. 1. С. 383-384.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.