18/29.10.1700, пт. П. под Нарвой.
П. под Нарвой. «Для пробы» бросили в Нарву первые четыре бомбы. Возможно присутствие П. Посланная к Вайвара конница разбила шведский отряд и взяла в плен несколько офицеров и солдат[1].
Разные письма и бумаги: 1. А.А.Матвеев – П. из Гааги, что виделся с королем Вильгельмом III, который «при том бытии о Вас вспоминал с великою похвалою, как ему благополучный случай был видеть Вас в Лондоне и о высоком разуме Вашем, и в таких летах о преславных Вами управляемых делах и о войске Вашем…»[2]; 2. Т.Н.Стрешнев - П. о смерти патриарха, его казне, запрашивал: «Соборную церковь кому ведать изволишь? А на Москве архиереи Смоленский, Крутицкий, Вятский. Прежде изволение твое было ведать Колмогорскому владыке (Афанасию – Е.А.), только по него не послано; изволишь ли послать?»[3]*;3. П.Б.Возницын – П. о том же с описанием обстоятельств смерти патриарха от последствий паралича[4].
Комментарий.
* Возможно, что кандидатура в новые патриархи архиепископа Холмогорского Афанасия, святителя весьма уважаемого П., была заранее обсуждена в окружении П. Но вскоре царь (возможно, под влиянием проекта А.А.Курбатова, предложившего фактически отменить патриаршество), решил проблему иначе – назначил местоблюстителя, не оговорив условий этого служения. По мнению В.М.Живова, отчасти повторившего суждения своих предшественников, выбор местоблюстителем не архиепископа Афанасия, а Стефана был связан с тем, что, в отличие от первого, Стефан был чужим в среде иерархов церкви и поэтому управляем, а не потому, что был более образован и толерантен (так же считал Дж.Крейкрафт)[5]. Кроме того, Петр испытывал устойчивую симпатию к великоречивому и образованному Стефану. Согласно другим наблюдениям (Н.С.Тихонравова) после инцидента 1712 г., когда Стефан произнес свою знаменитую проповедь о фискалах, П. «окончательно охладел к Стефану <…>, быть может он уже убедился (как уверяет автор «Молотка» (точнее «Молоток на камень веры» - полемическое произведение против «Камня веры» Стефана – Е.А.), что “во оном мешке не заяц, но лисица имелась”»[6]. Об институте местоблюстительства, нарушении канонической формы управления Русской церковью, а также о сокращение власти патриарха см.: Башнин, Устинова, Шамина. Высшее духовенство. С. 87 – 106.
[1] ПЖПВ. 1700 г. С. 8; ГСВ. 1. С. 83, 204.
[2] МИРФ. 4. С. 36.
[3] Рункевич. Архиереи. С. 108; Устрялов. История. 4-2. С. 162-163.
[4] Рункевич. Архиереи. С. 109-110.
[5] Живов. Из церковной истории. С. 45; Cracraft. The Church Reform. Р. 120-121.
[6] Тихонравов. Московские вольнодумцы. С. 189.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.