02.03.1700, сб. П. в Воронеже.
П. в Воронеже.
Письма и бумаги П.: Ф.А.Головину письмо в ответ на полученные от него письма с почты, о посылке В.Д.Корчмина на разведку в Ингрию, о внешнеполитических делах, получено в Москве 07.03, ответ Ф.А.Головина пришел в Воронеж 10.03[1]*.
Комментарий.
* Из последующего текста видно, что о неудаче саксонцев Я.Г.Флеминга под Ригой П. узнал из той жепочты, что привело к очередной пьянке («…а се, кои были из нас в Риге, с печали натселись, а паче Филат (Ф.П.Шанский – Е.А.) и оттого на зафтрея не мог ничево делать»[2].
П. все время пребывания в Воронеже размышлял о будущей войне со Швецией. Он писал Ф.А.Головину: «Пришло мне на мысль» о том, что раньше он разговаривал с голландским купцом Христофор Брантом, который сказал, что в Риге есть пушки корабельные для продажи «и я с ним говорил, чтоб купил». П. предписывает послать в Нарву В.Д.Корчмина за пушками, а на самом деле для разведки, «чтоб присмотрел города и места кругом». Важно отметить, что он приказывает послать В.Д.Корчмина также и в Орешек, «а буде в него нельзя, хоть возле ево. А место тут зело нужно: проток из Ладоского озера в море (посмотри на картах) и зело нужно задержания выручки» (т.е. переброски шведами помощи Риге из Финляндии). Корчмин - «детина, кажетца, не глуп и секрет может снесть. Зело нужно, чтоб Книпер (шведский посол Томас Книпперкрон – Е.А.) тово не ведал, потому что он знает, что он (т.е. В.Д.Корчмин – Е.А.) учен»[3]. В это время П., вынужденный прекратить работы на верфи («Морозы зело великия так, что и работать нельзя, и дорога хороша»[4]), много занимался внешнеполитическими делами. На предложение Ф.А.Головина написать Бранденбургскому курфюрсту Фридриху III отвечал: «Х курфирсьту отпишу на будушую почту, для того надабна подумать, а ныне, за многим писмом, не успел». Одновременно П. читал какие-то отписки из Азова и Павловска, которые, вероятно, касались угрозы со стороны турок, но их он воспринял как «кажетца, враки»[5]. Из писем видно, что русское руководство стремилось изо всех сил сохранить в тайне свое намерение воевать со Швецией. В ответ на указание П. написать Я.Г.Флемингу, Ф.А.Головин отвечал, что этого не сделал «нарочно, для того, что естли перенято будет, чтоб явного согласия не было» в смысле, чтобы шведами не был раскрыт тайный союз России с Саксоний[6].
[1] ПБП. 1. № 297. С. 338-339; 802.
[2] ПБП. 1. № 297. С. 338.
[3] ПБП. 1. № 297. С. 338.
[4] ПБП. 1. № 297. С. 339.
[5] ПБП. 1. № 297. С. 339.
[6] ПБП. 1. С. 802.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.