04/15.06.1717, вт. П. в Париже.
04/15.06, вт.
П. в Париже, ранним утром П. нанес визит герцогу Л.А. д’Антену в особняке на улице Нёв-Сент-Огюстен, где в библиотеке герцог показывал царю книги и планы и, как полагает Б. де Монкло, тогда-то преподнес царю альбомы с планами Версаля и Марли[1]. Во время этого посещения П. тайно видел герцог Сен-Симон[2]*, затем П. был вторично в Мануфактуре гобеленов, осмотрел производство, ему подарены «две серии гобеленов и два ковровых портрета», возможно, что и другие произведения[3]**. После обеда царь, в сопровождении маршала Р.М. де Тессе, посетил частные дома господина Торпана и герцогини де ла Ферте, а затем дворец графа Л.А.Тулузского. Вечером П. прогуливался в карете по Аллеям Королевы в районе Елисейских полей[4]. На встрече дипломатов были согласованы основные положения договора о союзе, но подписание его в Париже не состоялось[5]. По-видимому в эти дни к П. приехал С.Л.Владиславич-Рагузинский, которого П. в письме 15.02 просил прибыть в Париж.
Письма и бумаги П.: 1. Записи расходов: заплачено купцу за взятые у него сукна на платье Е.в. - 171 ливр; заплачено С.Л.Владиславичу-Рагузинскому, «что он по указу Е.в. 23 мая перевел из Парижа в Венецию к агенту П.И.Беклемишеву для гардемаринов - 250 червонных»[6]; «дано работнику, который топил мыльню для Е.ц.в. - 15 ливров»[7]; 2-3. Кн. П.М.Голицыну письмо из Парижа о движении с галерным флотом «старым курсом» к Ревелю, о доставке вещей из Амстердама и Гданьска, а также нанятых мастеров, в СПб; дубликат того же письма с припиской о приеме на службу «бураметрического мастера» [8].
Комментарий.
* Герцог Сен-Симон писал, что он лично видел П., который прогуливался по саду. Он решил понаблюдать за П.: «…царь показался мне разговорчивым, но везде вел себя как властелин. Он вошел в один кабинет, где Л.А. д’Антен показывал ему разные планы и некоторые редкости, причем царь делал много вопросов. Здесь-то я видел конвульсивные движения, о которых говорил. Я спросил маршала, часто ли они случаются, и он отвечал мне: несколько раз в день и особенно когда царь забывает воздержать их». Л.А. Д’Антен[9] провел царя по нижним покоям, проходя мимо герцогини и дам, «он пошел тише, повернул голову к тому месту, где стояли зрительницы, посмотрел на них всех, сделав при этом едва заметное наклонение головы, и прошел гордо…». Герцог Сен-Симон смотрел на него час времени, в зале, где был обед, Л.А. д’Антен поставил на камин портрет, очень похожий на Екатерину, что понравилось П. (возможно, работы Ж.М.Натье [10] ). Л.А. Д’Антен оставил воспоминания о П., отличающиеся глубиной анализа необыкновенной личности царя. Он увидел в царе сочетание двух натур: одна – от скифа и вандала, другая – человека, который достиг своим трудом всего, что ему не хватало в образовании («… deux natures en Luy, l’une de cite [scythe] et de vandale, Lautre dun home qui sut donné par le soin et le travail tout ce qui Luy manquoit du costé de leducation»»[11]
** Скорее всего, речь идет о т.н. «индийской серии» шпалер, утраченных позже.[12]
[1] Монкло. Герцог д’Антен и альбомы. С. 176-178. См. также: Бенц. Альбом с планами садов Марли. С. 221-232; Эйцманн. Альбом садов Версаля. С. 200-220; Хмелевских. Археографическое описание альбомов. С. 321-329.
[2] Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 151.
[3] Мезин. Петр I во Франции. С. 180-181.
[4] Мезин. Петр I во Франции. С. 74.
[5] Мезин. Петр I во Франции. С. 120-121
[6] Сб. выписок. 2. С. 67.
[7] Сб. выписок. 2. С. 70.
[8] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 96 об.; Голиков. ДПВ. 6. С. 235; МИРФ. 2. С. 228; КПБ. 84. Л. 476.
[9] Мезин, Хмелевская. Петр I и герцог д ‘Антен. С. 307-308.
[10] Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 151.
[11] Аршембо. Свидетельство герцога д’Антена. С.368
[12] Келенбек. Петр I и «Индийская серия». С. 354-363.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.