23.03/03.04.1706, сб. П. в Нарве.
П. в Нарве. Из Гродно выступили полки двух бригад Вердена и Белинка, Г.Б.Огильви огласил приказ о порядке движения войск, в т.ч. предписано: «Под лишением живота не стрелять и не пьянствовать»[1]*.
Письма и бумаги П.: 1. Кн. Ф.Ю.Ромодановскому письмо о том, чтобы прислал в СПб тележки с мортирцами и в Смоленск также. Письмо получено в Москве 29.03[2]; 2. Ивану Люпсу письмо с благодарностью за присылку кафтанов, просит прислать сукно, окорока и колбасы. Люпс отвечал из Москвы 02.04[3]**; 3. Г.И.Головкину письмо в Смоленск о том, чтобы распечатывали с целью перлюстрации письма Августа II к И.Ф.Аренштедту[4].
Комментарий.
* Из донесения Г.Б.Огильви царю после 24.04 следует, что он весьма умело организовал эвакуацию армии. Вначале он отправил несколько тысяч больных и пленных на Брест, одновременно приказал доставить из Тикотина провиант «и всею силою везде работать: <…> с 1000 палисадов ввести приказал и траншемент наново укреплять начал и доволное число провианту ис Тикотина вести и всею силою везде работать. Такожде и жидом приказал сказать, чтоб всех, что больных из города б вышли, чрез то лицо зделать, что будто я неприятелскую грозную атаку (х которой король Швецкой уже доволно число туров и всяких приуготовления готовить велел) конечно, ожидать хочу». Иначе говоря, была проделана огромная работа по дезинформации противника, который, видя, как из города удаляют лишних людей, как ввозят в него провиант, обновляют укрепления, мог, действительно, думать, что Г.Б.Огильви осуществляет свой план держать оборону до конца. Затем часть войск плотно заблокировала город и подходы к переправе, через которую перебросили вначале багаж «денно и ночно», а потом и войска. При этом Г.Б.Огильви приказал вывести часть кавалерии будто бы для снабжения фуражом, удвоить караулы, и после переправы войск «все выходы из города тако остановить приказал и учредил, чтоб 3 дни по отходе ни единого человека не выпускать и не впускать» в город[5]. В итоге, армии удалось в первые два дня уйти далеко от города и 27.03 соединиться у Тикотина с войсками А.Д.Меншикова, а 04.04 прибыть в Брест, существенно оторвавшись от шведов. В этом – несомненная заслуга Г.Б.Огильви. Он оказался в тяжелейшем положении - Карл, подойдя к Гродно, сразу же перешел Неман и закрыл русской армии дорогу на восток. Это было незаурядное решение короля-полководца, русской армии остался только один путь – на юг, на Брест-Киев. И если бы не расчет Г.Б.Огильви и история с мостами, шведы бы перехватили русских и на этом пути.
** Иван Люпс был одним из главнейших поставщиков к столу П. Как известно, государь предпочитал отечественным разносолам иностранные деликатесы, получить которые стремился разными путями. В ответ на письмо П. от 23.03 с просьбой привезти ему из Голландии кафтаны красного сукна, 3-4 буера (нидерл. boeier) для езды под парусом на льду, 10 окороков и «нескольких калбас», Люпс отвечал, что послал десять вестфальских окороков и «несколько метвустерс, но есть они пожирны, и чаю, лутче их, сваря и простудя, будет есть». Кроме цветочных семян, тюльпанных луковиц, заготовок для токарного станка, Люпс послал любимые П. напитки и закуски: «2 погребца за 12 скляницы апелсиновой водки, 1 анкерок корчневой водки, 36 заморских окороков, 2 боченка масла, 1 боченок селдей, 2 боченка оливок, 1 боченок копченых сельдей, 1 свинцовый дозкин Бразилскаго тобаку натерье»[6].
[1] Устрялов. История. 4-2. С. 409.
[2] ПБП. 4. № 1176. С. 183, 745-746.
[3] ПБП. 4. № 1177. С. 183, 746-747.
[4] ПБП. 4. № 1178. С. 184, 749-750.
[5] ПБП. 4. С. 717.
[6] ПБП. 4. С. 746-747.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.