• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

28.12.1714, вт. П. в СПб.




28.12.1714
28.12.1714
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) , как "ближний человек" был с П. в Архангельске и в Осударевом походе, граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), сержант Преображенского полка,генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), сенатор (15.12.1717), первым подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1717-1724, 1726-1727). , Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (22.08.1694-20.02.1698), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), упомянут как адмирал среди написанных к строение на Котлине с 355 дв. (1712), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущева), (ум. 1702) (Источн.: ДПС. 2-2. С. 101; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 66)., Шафиров Петр Павлович (1669 или 1673 - 01.03.1739), из крещеных евреев, с 1691 г. переводчик в Посольском приказе, упом. как переводчик с немецкого (цесарского) и голландского яз. (1701- 1702), сопровождал П. в Архангельск и в походе по Осударевой дороге (1702); "тайный секретариюс"(с 1703), ведал почтой (1701-1723), тайный советник и вице-канцлер (1709), заключил Прутский мир (1701), был заложником в Турции (1711-1713), сенатор (с 15.12.1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); кавалер ордена Св. Андрея (1719), опала, лишение чинов, титула, владений, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Новгород (1723), возвращен, президент Коммерц-коллегии (1725), сенатор (1733). Жена Анна Степановна (рожд.Копьева).(Источн.: словари и справочники, «Надлежит ведать…»; О высочайших пришествиях ; Захаров. Первый в России секретарь; Базарова. Первый российский вице-канцлер), Вебер Фридрих-Христиан (Weber Friedrich Christian) (ок. 1690-х - 1739), ганноверский резидент, автор записок , Долгоруков Григорий Федорович, князь, стольник, пожалован в комнатные стольники (20.02.1694), в Польше (1702 – 1704), в армии (1708 – 1709), тайный действительный советник (1711)(Источн.: Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); РГАДА. Ф. 210, оп. 1. Д 11. Л. 59), Головкин Гавриил Иванович (Ганка, Гавриил Долговещный), комнатный стольник царицы Наталии Алексеевны (1676), стольник (1674), комнатный стольник П. (1686), постельничий П. (07.02.1689), участвовал в боярских совещаниях (1700) ; был с П. в походе по Осударевой дороге (1702);на службе (1706), в армии (1709 – 1710), «государственный канцлер, тайный советник и кавалер, граф (1711 – 1713), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); (Источн.: Захаров. Разрядные повестки; Захаров. Боярские списки (Дата обращения 03.06.2021); О высочайших пришествиях; Маршал По. С. 400)., Лодыженский Петр Ефимович, стольник (1680), комнатный стольник (1686), капитан (1707-1709), архангелогодский вице-губернатор (1714-1725); записан к поселению на Котлине с 422 дв. (1712); полковник; как «Архангелогородский вице-губернатор подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); ); упомянут среди написанных на житье и в строение в СПб (07.12.1720) (Источн.:РГАДА.Ф.350. Оп. 3. Д. 1. Л. 204 об.); Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); ДПС. 2-2. С. 102)., Салтыков Алексей Петрович (ум. 1726), боярин (1682), воевода Астрахани (1689), воевода Рязанского полка (1698), судья Провиантского приказа (1711), губернатор Московской губернии (21.07.1713 – 02.05.1716), отстранен в связи с конфликтом с В.С.Ершовым (1715), под следствием (1716-1719), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718);губернатор Казанской губернии (1719-1724)., Павлов Осип Павлович, секретарь Конторы адмиралтейских дел (1715) (Источн.: РГАДА. Ф. 18, 1715 г. кн. 31. Л. 1-2 об.)., Стрешнев Иван Родионович (ум. 14.08.1722), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), в СПб. (1710-1711, 1713; упомянут среди написанных к строение на Котлине с сыном с 1377 дв., помета: «В С.Петербурге» (1712); (Источн.: Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); ДПС 2-2. С. 101; РГАДА.Ф.350. Оп. 3. Д. 1. Л. 204;РГАДА. Ф. 210, оп. 1. Д 11. Л. 56; Панова. Некрополи. № 264)., Мишуков Ермолай Данилович (Мещуков, Ермошка, Ермолайко), карла , Маккензи Джордж, английский дипломат, Павленко Н.И., историк , Вершинин Е.В., историк , Визгалов Г.П., историк


П. в СПб, был у Ф.М.Апраксина, «и смотрели его собственный полк» (Преображенский), кушал дома, был на похоронах карла Ермолая Мишукова вместе с А.Д.Меншиковым, Ф.М.Апраксиным, и со специально собранными для этого 30 карлами и карлицами, славили у Г.И.Головкина, П.П.Шафирова, кн. Г.Ф.Долгорукова, И.Р.Стрешнева[1]. В этот день присланные из Ревеля три пожарные трубы отданы в Адмиралтейство Осипу Павлову[2]*. Джорж Маккензи писал, что на Адмиралтейском острове вспыхнул пожар в доме, который сгорел за два часа, погибло двое детей[3].

Письма и бумаги П.: 1. А.П.Салтыкову письмо в Москву с предписанием изготовить «для обрасца» деревянных конструкций мазанок[4]; 2. Указ именной, данный П.Е.Лодыженскому, об изготовлении «новоманирных» судов вместо традиционных поморских кочей и лодей[5]**.

Комментарий .

*  Ф.Х.Вебер подробно описал эту процессию. П. замыкал шествие карлов в сопровождении придворных и министров[6].

**  В оценке этого трижды повторенного позже (28.12.1715, 02.07.1718, 11.03.1719) указа П. в литературе нет единства. Петровский запрет на строительство и использование на Севере традиционных кочей и лодей, (их поморы начали строить не позже XVI в.), часто представляется примером самодурства царя, пренебрегшего проверенными опытом традициями народа. Известно, чем были удобны кочи. Яйцеобразная форма корпуса коча позволяла вытаскивать судно на лед, чтобы избежать его раздавливания льдинами. Между тем, П. возражал не против этого типа судов, а против, в первую очередь, судостроительной техники сооружения «староманирных» судов вообще, в России. В них места сочленения досок корпуса (по швам) закрывались планками, которые крепились металлическими скобами, что, по мнению царя-кораблестроителя, было «дурацким способом», приводило к усилению течи в местах сочления досок[7]. Борьба против «староманирных» судов была долгой, П. прибегал и к угрозам, и к уговорам, вводил дополнительные налоги, налагал суровые запреты. Но построить сразу сотни новых судов, которые везли бы в СПб и другие города жизненно необходимые товары, в особенности соль, провиант для армии, было невозможно. П., с его рационализмом, считал, что судовладельцы держатся за старые суда «от глупости и упрямства <…>, принимая в пользу себе то, что старые суда дешевле, а то не рассуждая, сколько пропадает и ежели ту пропажу счислить, то несравнительно будет с дороговизной новых судов». В самом деле, только в навигацию 1718 г. в Ладоге затонуло 1000 судов, а со времен основания СПб больше 10000[8]. Однако, как писал Н.И.Павленко, «вряд ли дело только в глупости и упрямстве, на которые ссылался царь. Косность, видимо, имела место, но капитал, как известно, всюду и во все времена проявлял гибкость и оперативность без понукания со стороны, если речь шла о получении более высокой прибыли. Видимо, пользование более совершенными и в то же время дорого стоившими судами не сулило купцам существенных выгод». Ведь плавание в СПб обычно являлось плаванием «в одну сторону»: импорт из СПб был ничтожен в сравнении с экспортом, так что выгоднее было продать суда, пригнанные с товаром в СПб, на лес и дрова, что делалось до начала XX в. Что касается «староманирных судов, ходивших по Волге, Оке, Москве, Северной Двине, то им не приходилось преодолевать ни бурных вод озера Ильмень, ни опасного для судоходства Ладожского озера, и купцов вполне устраивали их судоходные качества»[9]. Да к тому же царь периодически был вынужден обстоятельствами отменять собственные запреты, что расхолаживало судовладельцев, которые, помимо всего прочего, надеялись на русский авось.

 


[1]ПЖПВ. 1714 г. С. 151.

[2]МИГО. 3. С. 60; ПЖПВ. 1714 г. С. 81.

[3]РИО. 61. С. 333.

[4]КПБ. 76. Л. 345.

[5]ПСЗ. V. № 2873. С. 136-137.

[6]Вебер. Преображенная Россия. С. 67.

[7]Вершинин, Визгалов. Коч. С. 344.

[8]ПСЗ. V. № 3238. С. 593-594.

[9]Павленко. Торгово-промышленная политика. С. 57.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.