08.12.1722, сб. П. в пути.
П. в пути, был в Воронеже[1]. По мнению Н.А.Комолова П. заехал «в Воронеж на сутки» и это следует из материалов о подготовке визита царя губернатором П.В.Измайловым. П. посетил губернатора, митрополита Пахомия (Ишпановского), осмотрел корабельные леса, был в Таврове, где дал устные распоряжения Н.А.Сенявину, записанные в Адмиралтейской коллегии по доношению Н.А.Сенявина[2]. По данным Воронежских петровских актов (на них обратил внимание В.П.Загоровский) поначалу П. намеревался следовать из Царицына, Хоперскую крепость и Тамбов для чего был указ о подготовке станов со светлицей и черной избой и «чтоб в тех избах была чистота и гаду, - а именно тараканов и сверчков, не было б» (видно участие самого П. в составлении указа – известно, что он не любил останавливаться в помещениях, кишевших по тем временам «гадами», о чем есть анекдот). Но затем П. изменил маршрут и двинулся через Осеред (Павловск) и Воронеж. Ясна цель поездки: возобновить строительство галер и прамов в предверии возможного конфликта с Турцией, страшно раздраженной Персидским походом П. Намечалось к весне 1724 г. построить 60 судов[3]. Екатерина была на подставе Качалиной[4]. П.М.Шипов вследствии десантирования в Энзелийском заливе без боя занял Решт[5]*.
Письма и бумаги П.: 1. Указ именной о регламенте астраханского порта и адмиралтейства. «Сей регламент по высокому Е.и.в. повелению приказал записать генерал-адмирал Ф.М.Апраксин при Астрахани»[6]; 2. Запись расходов: заплачено за казацких лошадей, павших «в шествии Их величеств»[7].
Комментарий.
* П.М.Шипов со своим малочисленным отрядом оказался в довольно сложной обстановке. Власти и население Гиляна встретили его отряд без восторга – афганская угроза к тому времени ослабла, и от Шипова потребовали немедленного возвращения в Россию. Сам Шипов оказался неважным дипломатом, и положение спас оказавшийся в Реште консул Семен Аврамов, знавший местные обычаи и сумевший, под разными предлогами, успокоить местные власти. Но как только он весной 1723 г. с персидским послом в России Исмаил-беком покинул Гилян (на судах Ф.И.Соймонова), начались стычки: 04.04.1723 партия местных жителей напала на укрепление русского гарнизона, но была рассеяна огнем с укреплений[8].
[1] Голиков. ДПВ. 9. С. 418; Загоровский. Кораблестроение в Таврове. С. 91.
[2] МИРФ. 6. С. 1; Комолов. Подготовка визита Петра I. С. 5-10; Правда, в работе 2019 г. автор пишет: «Вопреки утверждению И.И.Голикова Петр Великий не мог в ту поездку пробыть в нашем городе сутки, скорее всего, лишь несколько часов, так как ночь провел в Павловске» (Комолов. Воронежские страницы. С. 31; Комолов. Петр Великий. С. 67). Оставим этот вопрос на усмотрение воронежских краеведов. .
[3] Загоровский. Петр Великий на Воронежской земле. С. 132-133; Комолов. Павловская крепость. С. 129 – 134.
[4] Сб. выписок. 2. С. 146.
[5] Курукин. Персидский поход Петра Великого. С. 86-87.
[6] МИРФ. 4. С. 261-263.
[7] Сб. выписок. 2. С. 146.
[8] Курукин. Персидский поход Петра Великого. С. 89.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.