• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

19.06.1714, сб. П. ночевал на шняве «Принцес».




19.06.1714
19.06.1714
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1719-1724, 1726-1727). , Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 - 10.11.1728), стольник, комнатный стольник (1693), воевода Двинской (1693), поручик Семеновского полка (1694), судья Адмиралтейского приказа и губернатор Азова (1700 - 1706), "адмиралтеец" (1700), адмирал (1707), генерал-адмирал (с 1708), граф (с 1709), губернатор Азова (1710), президент Адмиралтейской коллегии, сенатор (с 1717) , Шелтинга Вейбрант (Шелтинг, Шельтинг, Wybrand Scheltinga), капитан-командор , Мишуков Захарий Данилович (14.03.1684 – 01.12.1762), ученик Навигацких школ (1702 – 1705), штурман (1710), лейтенант (1713), в шведском плену (1715 – 1717), капитан 1-го ранга (1721), контр-адмирал (1732), вице-адмирал (1742) , Ден Джон (Ян), капитан флота, автор записок , Лиллье Э.Ю. (Лили), шведский вице-адмирал , Бредаль Петр Петрович (Питер, Bredall Piter), капитан


П. ночевал на шняве «Принцес» и кушал там[1]. Во 2-м часу пополудни флот «собрався совсем», пошел за неприятельскими кораблями, которые были уже верстах в 10 от Ревеля, но противник ушел в открытое море. По другому журналу уточнение: «…пошло наших кораблей 15, 2 шнявы в погоню за неприятельскими кораблями, погнали за Ревель 20 верст и поворотились назад, и был Е.в. на «Лаферме»[2]. Вернулся З.Д.Мишуков, бывший на шведском флоте, сообщил то, что увидел и услышал там[3]*. 

Разные письма и бумаги: Ф.М.Апраксин - А.Д.Меншикову из Гельсингфорса о своем выступлении[4].

Комментарий.

*  Джон Ден дает другую интерпретацию событий. Ранее в море были посланы крейсера. Капитан П.И.Бредель на «Св. Павле» в 4 часа пополудни 19.06 заметил неприятеля, сблизился с ним и увидел, что эти корабли шли под британским флагом. Бредель послал в Ревель катер с офицером, чтобы известить флагмана (П.) об этом, но тот не застал П. на корабле – царь находился в это время в загородном доме, в полумиле от города. Получив известие о кораблях противника, П. тотчас приказал бить тревогу и начать вытягивать корабли из гавани, а через посланного предписал Бределю не ввязываться в бой, сообщив, что сам «на заре двинется со всем флотом». Ночью с 19 на 20.06 выводили из гавани корабли и готовили их к бою. Шведы в это время стояли между островом Нарген и мысом Суроп[5]. Согласно Джону Дену, рано утром, подняв шведские флаги, 6 кораблей под командованием вице-адмирала Э.Ю.Лиллье вошли в Ревельскую гавань под парусами в то время как русская эскадра выходила из нее. Около 7 часов утра, обменявшись с русскими выстрелами, шведы начали уходить. Вейбрант Шельтинга дал сигнал русским кораблям построиться в линию баталии. Тут «Арондаль» сел на мель*, снят был в 11 часов и около полудни эскадра из 7 кораблей и 2 фрегатов продолжала преследовать шведов. Со шнявы «Принцес», куда перешел царь, был дан приказ всем прибавить парусов. Шведы изо всех сил стремились уйти в море. При начавшемся сближении шведы совершили маневр, заставивший русских приостановить погоню для того, чтобы подтянулись отставшие корабли, произошла заминка, и с «Принцес» был дан приказ вернуться в Ревель. Шнява с П. специально отошла в сторону, чтобы лучше наблюдать происходящее[6].

 


[1]ПЖПВ. 1714 г. С. 113.

[2]ПЖПВ. 1714 г. С. 113.

[3]МИГО. 3. С. 24-25; ПЖПВ. 1714 г. С.  60-61; ГСВ. 1. С. 417.

[4]МИРФ. 1. С. 515.

[5]Ден. История. С. 40-41.

[6]Ден. История. С. 40-43.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.