• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

20.07.1694, пт., День пророка Илии. П. в Архангельске.




20.07.1694
20.07.1694
Богословский М.М., историк, Виниус Андрей Андреевич (Vinius Andreas) (ок. 1640 - окт. 1716 или 1717), отец Андрей Денисов выехал из Голландии в 7135 г., А.А. – гостиной сотни торговый человек, переводчик Посольского приказа (20.03.1664 – конец 1677), гонец в Англию, Францию и Испанию (1672-1674), дьяк Аптекарского приказа (30.12.1677, 1678-20.03.1682 и 1686 -1690), у бархатного дела (1681-1684), думный дьяк (с 30.06.1689), в Новгородском приказе (упом. 1691-1692); по его челобитью велено писать выше думных дьяков В.Посникова и Б.Михайлова, т.к. он пожалован из московских дворян в 7182 г. (24.03.1695, по др. данным 16.06.1693), посылка к И.С.Мазепе (1695), главный дьяк Сибирского (упом. с июня 1697 по 1708 г.) и Аптекарского приказов, думный дьяк Новгородской четверти (1695), думный дьяк Посольского приказа (1699), участвовал в боярских совещаниях (1698 – 1700), упом. как стольник и почтмейстер (1698), ведал Аптераским, Сибирским приказами, почтой (до марта 1701), командирован на Урал к заводам (июль – декабрь 1700), у составления Уложения (1700), ведал Артиллерийским приказом как «надзиратель артиллерии» (с 1701?), отставлен от дел (1703), бегство за границу (1707 – 1709?), вернулся, переводчик книг (с 1709), поручения в Глухове (1711), указ ему переводить «немецкие законы» (1712), думный дворянин (не позд. 1716). Жена Матрена Ивановна, сын Матвей (Источн: собств. информ.; Демидова. Служилая бюрократия. С. 113-114; Захаров. Разрядные повестки; Боярские списки. (Дата обращения 29.04.2021); Белокуров. О Посольском приказе. С. 127 – 128; Юркин. А.А.Виниус и русская артиллерия. С. 87 - 90)., Наталия Алексеевна, царевна (22.08.1673 - 18.06.1716), сестра П., Кротов П.А., историк , Иван Алексеевич (Иоанн Алексеевич, Иоанн, Иван), царевич, царь, Гордон Петр Иванович (Патрик-Леопольд Го́рдон оф Охлухрис, Patrick Leopold Gordon of Auchleuchries), генерал , Фламм Ян (Фламминг), голландский капитан , Блойс (Блоа), капитан


П. в Архангельске. К Двинскому устью подошел построенный и купленный в Голландии корабль (44-пушечный фрегат) «Святое пророчество» под командой капитана Яна Фламма, шел под российским флагом, в сопровождении двух английских кораблей. В тот момент, согласно дневнику П.И.Гордон, он сам и, вероятно, П. «забавлялись за рекой и услыхали пальбу. Е.в. вечером отправился за реку в церковь»[1]*.

Письма и указы П.: 1. А.А.Виниусу письмо о получении его письма от 09.07, о размерах «Святого Пророчества», рассуждение П. о классах кораблей, определение «Св. Пророчества» как фрегата. «Трудись сыскать розмер разным судам»[2]**; 2. Возможно, царевне Наталии Алексеевне письмо в ответ на присланное в письме А.А.Виниуса послание (не сохр.)[3]; 3. Указ П. и Ивана именной с боярским приговором о процедуре возвращения беглых крестьян[4].

Комментарий 

* Есть расхождения в дате прибытия корабля. По дневнику П.И.Гордона, это произошло 19.07, а согласно сочинению «О высочайших пришествиях» - 20.07[5]. Скорее всего, П.И.Гордон ошибался. Судя по письму П. А.А.Виниусу от 21.07, корабль пришел 20.07. Но примечательны «забавы за рекой», за которыми застигло П. и его окружение прибытие столь ожидаемого корабля. Речь идет о каком-то острове в гирле Северной Двины (в одном месте он назван «Перспективный», так как с него открывался вид на город), потом его назвали именем капитана Блойса), на котором приезжие англичане устраивали пикники и игру в шары (крикет, кегли?). По-видимому, там были какие-то временные жилища или шатры, так как пирующие даже с семьями ночевали на острове[6].

** М.М.Богословский, анализируя переписку П. с А.А.Виниусом, считал, что в этом П. «выдает свои познания в кораблестроении» [7]. Подр. о корабле «Святое Пророчество»: Кротов П.А. Строительство. С. 39.

 


[1] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 279.

[2] ПБП. 1. № 28. С. 23.

[3] ПБП. 1. С. 501.

[4] ПСЗ. III. № 1495. С. 179-180.

[5] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 279; О высочайших пришествиях. С. 51-52.

[6] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 279, 280-281.

[7] ПБП. 1. № 28. С. 23, 501; ПСЗ. III. № 1495. С. 179-180; Богословский. Петр. С. 175.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.