• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

19.01.1714, вт. П. в СПб.




19.01.1714
19.01.1714
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1719-1724, 1726-1727). , Крюйс Корнелий Иванович (Крейс, Крус, Креус, Cruijs Cornelis, Cruis Cornelius), вице-адмирал, Феофан (Прокопович Елисей, Феофан Псковский), епископ Псковский, Рейс Ян (Реза, Рез, Абрахам, Авраам, Rees, Reez van), капитан-командор , Шелтинга Вейбрант (Шелтинг, Шельтинг, Wybrand Scheltinga), капитан-командор , Михайлов Петр (Михайлоф Петр), псевдоним П., мастер, вице-адмирал, дьякон , Матвеев В.Н., историк , Дегрейтер Иост, капитан флота


 П. в СПб.

Письма и бумаги П.: 1. Указ о прибытии в СПб жен посланных за границу царедворцев для ожидания отправки их к мужьям[1]; 2. Указ о назначении епископа Иркутского в Тверь и о переводе епископа Тверского в Крутицы (без указания имен)[2]; 2-5. Заключение о виновности «по делам» К.И.Крюйса, В.Шелтинги, А.Рейса, И.Дегрейтера за подписью П. (Петр Михайлов) и А.Д.Меншикова[3]*; 6. Думаю, что к этому времени относится и схема расположения русских и шведских кораблей в момент посадки на мель русских кораблей 10-12.06.1713 [4]

Комментарий. 

* Этот документ привлек внимание В.Ю.Матвеева приложенными к нему печатями П. и А.Д.Меншикова. На печати П. «изображен он сам с резцом и киянкой в руках, короной на голове и мантией на плечах, высекающим статую России»[5]. В.Ю.Матвеев прослеживает, как сюжет «Петр Великий, высекающий Россию» с печатей переходит в другие выразительные художественные формы, и это заставляет предполагать «что с начала 1720-х гг. эта аллегорическая сцена приобретает особое звучание и принимается самим Петром I в качестве личной эмблемы, символа всех его преобразований, что нашло отражение в «Слове на похвалу…» Феофана Прокоповича, где сказано: «Дивныя дела твоя суть твоя тропеи. Россиа вся есть статуа твоя, изрядным майстерством от тебя переделанная, что и в твоей емблеме неложно изобразуется»[6].

 

 


[1]ДПС. 4-1. С. 44.

[2]ОДДПС. 1. Стб. 7; ДПС. 4-1. С. 44.

[3] Автографы Петра. С. 45-46; Матвеев. К истории сюжета. С. 28.
[4] Автографы Петра. С. 46.

[5]Матвеев. К истории сюжета. С. 28.

[6]Матвеев. К истории сюжета. С. 35-36.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.