01/12.03.1717, пт. П. , вероятнее всего, в дороге.
01/12.03.1717
П., вероятнее всего, в дороге.
Письма и бумаги П.: 1. А.И.Румянцеву указ об аресте царевича Алексея («1. Ежели, помогающу Богу, достанут извесную персону, то немедленно весть в Мекленбургию и там о том объявить г. [А.А.] Вейду одному, чтоб такое место сыскать, где б не проведали до времени, и там держать за караулом крепким, а к нам кой час выедете с ним, из города писать. 2. Також объвить ему, что он сказал хто причиною его побегу дал совет и хто про то ведает, ибо знатно давно то умышлено, понеже невозможно в два дни так изготовитца со всем к такому делу, и чтоб для себя, не утая, сказал зарань, и буде хто приличитца, о чем писать к нам же, а когда прибудет в Меклембургию (Мекленбург – Е.А.), тогда, определя о той персоне по вышеписанному, и вруча [А.А.]Вейду, самому ехать и орестовать тех людей, ежели оныя в Меклембурском или Польском корпусе обретаютца. 3. Всякими мерами трудитца исполнить, для чего посылаютца и поступать, несмотря на оную персону, но как бы ни возмошно было»)[1]*; 2. Указ генералам и офицерам содействовать А.И.Румянцеву, предоставляя в его распоряжение солдат[2]; 3. Указ именной, объявленный кн. Я.Ф.Долгоруковым, о выдаче половинного жалования офицерам до определения по полкам[3].
Разные письма и бумаги: 1. Прошение мекленбургского дворянства о выводе русских войск из герцогства[4]**; 2. Екатерина – А.Д.Меншикову о получении письма от 01.02 о кормилице и радость от того, что Петр Петрович «бес трудности от нее отстал, и сему мы зело радуемся», «сей час отъезжаю к Е.цв. в Питербурх Брантов», о финансовых делах и пр.[5]; 3. А.Д.Меншиков – П. о получении письма из Амстердама от 12.02, благодарность за указ к поручику Юрьеву по делу Сергеева, поздравление с трехлетием Петра Петровича [6]; 4. А.Д.Меншиков – Екатерине с благодарностью «за предстательство к Е.ц.в. о исходотайствове указа к поручику Юрьеву»[7]
Комментарий.
* Согласно И.И.Голикову, по возвращении в Амстердам, П. «отправил для проведования места убежища его» (царевича Алексея) резидента А.П.Веселовского, а потом А.И.Румянцева. Тот прибыл в Вену 19.03, там узнал, что царевич Алексей уехал в Тироль, а оттуда в Неаполь. А.И.Румянцев поехал к П. с докладом в Спа, после чего П. 10.07 послал грамоту императору Карлу V, в которой «в сильнейших выражениях» требовал выдать сына специально посланным от царя представителям: П.А.Толстому и А.И.Румянцеву. 24.07 они прибыли в Вену, 27.07 были приняты императором Карлом VI, 12.08 получили разрешение ехать в Неаполь, прибыли туда 24.09, виделись с царевичем, 04.10 уговорили его согласиться на все, что им предписал П., 03.02.1718 вернулись с ним в Москву[8]. Указ А.И.Румянцеву примечателен тем, что в нем было заложено основание будущего дела царевича Алексея, ибо уже на этой стадии П. был уверен, что у сына были сообщники в России.
** Жалобы на злоупотребления русских войск в Мекленбурге шли потоком в Вену. Евгений Савойский говорил русскому послу А.П.Веселовскому, что Мекленбург разорен «вконец русскими войсками», а «если бы за все платили, то, может быть, такого вопля и не было бы; но каждую почту присылают по сту жалоб на ваши войска»[9].
[1] Голиков. ДПВ. 6. С. 205-206; КПБ. 84. Л. 178 - об.
[2] КПБ. 84. Л. 179.
[3] ПСЗ. V. № 3070. С. 489.
[4] Бантыш-Каменский. Обзор. 2. С. 110.
[5] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 244.
[6] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 244-245.
[7] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 245.
[8] Бантыш-Каменский. 1. Обзор. С. 48.
[9] Соловьев. Соч.: в 18 кн. Кн. IX. С. 100; См.: Schwarcz. Die Flucht des Thronfolgers Aleksej . Р. 190-193; Talalay. Tsarevich Aleksei in Italy. Р. 235-260.
.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.