22.02/05.03.1717, чт. П. пришел на яхте из Амстердама в Вест-Саардам.
22.02/05.03, чт.
П., по утверждению Я.К.Номена, «довольно рано до обеда» пришел на яхте из Амстердама в Вест-Саардам, прошли к усадьбе К.М.Калффа, а потом с ним и его сыном Николаем пошли на парусах по Зану в д. Кох в сопровождении эскадры зевак. Вернулись к обеду, П. купил буер для льда. После обеда поехали на яхте на мельницу «De Kok», все там осматривал, на обратном пути причалили к усадьбе Альберта Блекера, П. перелез через ограду и изучал крахмальный завод и сам пробовал крахмал, собралась толпа. П. вернулся на яхту и сам правил ею. Сам Я.К.Номен видел, как царь шел по Зану на яхте и приблизился так, что его можно было разглядеть: он «сам правил рулем, на голове у него был короткий, неважный, черный парик и простая черная, войлочная шляпа; у него были густые черные усы, видно было, что он последние дни не брился. Лицо его было бледно вследствие вышеупомянутой болезни. На вид он был статный, с ловкими движениями. Он был одет в старый суконный кафтан с кожаным поясом, шириною в три пальца, на котором висела сабля». Около 5 часов яхта прошла через большой шлюз и ушла в Амстердам[1].
Й.Ф.Прейс писал из Амстердама о болезни П.: «Что касается его болезни, то она, сопровождаемая лихорадкою, продолжается. При нем находятся 4 врача и одни из них опасается за его выздоровление, тем более, что поторопились сделать ему операцию»[2].
ГСВ: «Между тем временем получена ведомость о царевиче Алексее Петровиче, что он ис Питербурха проехал к цесарю. И для проведывания о том, подлинно [ли], из Амстердама послан был от Е.ц.в. в Цесарскую землю капитан от гвардии Александр [Иванович] Румянцев»[3]*.
Письма и бумаги П.: 1. А.Г.Головкину письмо о получении его писем и движении войск через территорию Пруссии[4]; 2. А.А.Вейде письмо о том, что мекленбургский надворный советник Я.Х.Д.Остерман доносил П. о тяготах мекленбургского дворянства от размещения русских войск и о необходимости равномерно распределять повинности; о получении письма от 13.02 «и с ведомостьми о коллегии, которыя к тебе прислал [Генрих] Фик и оныя, хотя велели мы здесь переводить, однако ж, между тем, старайтесь, чтоб он, [Генрих] Фик, хотя вкратце написал (как ты сам пишешь) что дело каждого колегии» и о найме асессоров[5]**.
Разные письма и бумаги: 1. «В тех же числех получена из Санкт-Питербурха от генерал-адмирала [Ф.М.] Апраксина» ведомость о набеге русского конного отряда из Або в Торнео[6]; 2. А.Д.Меншиков – П. о получении двух писем П. с дубликатами, об отправлении кораблей, об изготовлении инструментов и обучении плотничьих снастей у М.Аврамова, об уборке стен в Монплезире дубом, о Леблоне, о английском мастере в Адмиралтействе и отдаче ему учеников, о погрузке смолы на судно из Италии, о строительстве Партикулярной верфи, о посылке Волкова с чертежами и донесением, о царевнах, которые будут у П.Мошкова «восприемницами от святой купели новорожденнаго сына ево».[7]; 3.А.Д.Меншиков – Екатерине о получении 18.02 письма от 25.01 из Везеля, о получении тела Петра Петровича, которое «обретаетца ныне в Летнем Вашем доме. А понеже ныне пришли дни гулящие, а именно Сырная неделя, того достойное отправление погребением оставили до первой недели Великого поста, в которое время по достоинству погребением отправим со обыкновенным надгробным пением, а особливо оное тело понесено будет из Летнего Вашего дому прямо в город, чтобы оного не видно было от государя царевича и царевен, и положено будет вместе с другими прежними», о посылке с Волковым кафтан Петра Петровича «для наилутшаго В.в. бесценного плезиру, какова оной ныне есть росту»[8].
Комментарий.
* Возможно, что речь идет о письма из Вены А.П.Веселовского, пославшего П. письмо из Вены от 20.02 о том, что царевич находится в землях императора (Погодин. Суд над царевичем. С. 350). Слухи о побеге царевича Алексея стали распространяться в Европе, причем в них сразу же возникала тема противостояния царевича порядкам П. как главная причина побега наследника.. Й.Ф.Прейс писал, что «носится слух, что царь требовал своего сына в Голландию, но тот, несмотря на то, что находился под надзором А.Д.Меншикова, нашел возможность уехать в Москву, дабы присоединиться к духовенству и другим знатным особам, которые никак не могут привыкнуть к новым, необыкновенным для русских порядков, которые введены царем»[9].
** ГСВ: «Февраля в последних числех из Галандии (Голландия – Е.А.) послан указ к генералу [А.А.] Вейду, чтоб, по предложению ево светлости герцога Меклембурского (Карл-Леопольд, герцог Мекленбургский – Е.А.), репортицию оставшимся государевым под его командою войскам учинил с ним, герцогом [Карлом-Леопольдом] по согласию и смотрил, дабы в розставлении войск содержано было равенство и один перед другим изобижен не был. Кроме определенного пропитания з жителей ничего б не брать»[10].
[1] Номен. Записки. С. 75-78.
[2] Извлечение. С. 7-8.
[3] ГСВ. 1. С. 465.
[4] КПБ. 84. Л. 160-161.
[5] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 31 об.; КПБ. 84. Л. 162-163.
[6] ГСВ. 1. С. 465.
[7] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 241-242
[8] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 242-243.
[9] Извлечение. С. 8-9.
[10] ГСВ. 1. С. 465.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.