02/13.01.1717, ср. П. в Амстердаме.
02.01/13.01, ср.
П. в Амстердаме. В полдень этого дня Екатерина в Везеле родила царевича Павла Петровича, но он, как писала Екатерина А.Д.Меншикову «просветился святым крещением и жив бы три часа, потом скончался»[1]. Но до этого в Амстердам был отправлен курьер с радостным известием о рождении сына.
Письма и бумаги П.: 1. Записи расходов: «жителю Юрью Гезелю за две книги больших, которые по указу Е.в. купил дохтор [Р.К.] Арескин, в которых вложены паргаминовые листы, на которых малевано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки и прочие всякие животные, которых паргаминовых листов будет числом 254 листа» - 3000 гульденов, или 1200 ефимков [2]*; 2. Екатерине письмо с пожеланием успешных родов, «дабы по милости своей сим наградил мои печали**. Я рад бы сам вместо сего писма к вам ехать, и чаял бы застать, но понеже сухим путем ныне не могу, ибо пред несколькими днями чечуй (геморрой – Е.А.) явился; аднакож чаю скоро свободы и поеду к вам. Боже, чтоб сие писмо вас уже разрешенных застала, чего в олтерации своей и радости дожидаюсь по вся часы». Пишет, что отправляет к Екатерине «лекаря, которой здесь зело славен в сих делах»[3].
Комментарий.
* Это были две книги голландской художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан «Книги о гусеницах», а также другие акварельные работы[4]. Подр. см.: Лукина. Мария Сибилла Мериан; Копанева. Акварели Марии Сибиллы Мериан в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук. Согласно распространенной легенде П. [5] посетил разбитую параличем художницу как раз в день ее смерти (13.01. н.ст.) и затем приказал Арескину купить акварели М.С.Мериан у ее родственников, при этом Арескин – сам коллекционер - купил для себя часть коллекции Мариан и ее рабочий дневник («Studienbuch») с 285 рисунками, снабженными собственноручными заметками энтомолога. Сомнительно, чтобы П., сам тяжело больной, мог прийти в дом художницы в день ее смерти. Однако отрицать возможность такого визита в течение декабря 1716 г. не следует, т.к. по приезде в Амстердам П. был здоров, активен и наносил визиты своим давним знакомым, в т.ч. и смертельно больному Н.К.Витсену. Зафиксированный в записи расходов от 02.01.1717 факт контакта Р.К.Арескина с зятем Мериан Георгом (Юрием) Гзелем (и вероятно с его женой, младшей дочерью М.С.Мериан Д.М.Гзель) очевиден, как и то, что оба художника получили приглашении приехать в Россию и в том же году прибыли в СПб [6]. Несомненно то, что покупка царем части коллекции Мериан и приглашение ее дочери и зятя стали возможны вследствии давнего знакомства П. с творчеством М.С.Мариан, как заочного (через Н. Витсена, Ф.Рюйша и А.Себу), так и (теоретически) возможного личного контакта П. с самой художницей во время первого приезда в Амстердам в 1697-1698 гг. через амстердамских знакомых (М.С.Мериан уехала на Суринам в 1699 г.) . Любопытно, что хорошо информированный о жизни художницы ее биограф Н.Земон-Дэвис, писала, что М.С.Мериан «искала читателей среди амстердамских бургомистров и, несомненно, оценила интерес к своим работам, проявленный незадолго до ее кончины ПетромI»[7].
** Явно, что речь идет о побеге царевича Алексея.
[1] ПЖПВ. 1717 г. С. 1; Болотина. Царица и супруга. С. 383
[2] Сб. выписок. 2. С. 77.
[3] ПРГ. 1. С. 57; КПБ. 84. Л. 9.
[4] Лебедева. Художественное и научное наследие. С. 321-322.
[5] Копанева. Живые краски Мериан. С. 96.
[6] Каминская. Художники Георг и Доротея Гзель. С. 84-116.
[7] Земон -Дэвис Н. Дамы на обочине. С. 244.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.