02/13.01.1717, ср. П. в Амстердаме.
02.01/13.01, ср.
П. в Амстердаме. В полдень этого дня Екатерина в Везеле родила царевича Павла Петровича, но он, как писала Екатерина А.Д.Меншикову «просветился святым крещением и жив бы три часа, потом скончался»[1]. Но до этого в Амстердам был отправлен курьер с радостным известием о рождении сына.
Письма и бумаги П.: 1. Записи расходов: «жителю Юрью Гезелю за две книги больших, которые по указу Е.в. купил дохтор [Р.К.] Арескин, в которых вложены паргаминовые листы, на которых малевано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки и прочие всякие животные, которых паргаминовых листов будет числом 254 листа» - 3000 гульденов, или 1200 ефимков [2]*; 2. Екатерине письмо с пожеланием успешных родов, «дабы по милости своей сим наградил мои печали**. Я рад бы сам вместо сего писма к вам ехать, и чаял бы застать, но понеже сухим путем ныне не могу, ибо пред несколькими днями чечуй (геморрой – Е.А.) явился; аднакож чаю скоро свободы и поеду к вам. Боже, чтоб сие писмо вас уже разрешенных застала, чего в олтерации своей и радости дожидаюсь по вся часы». Пишет, что отправляет к Екатерине «лекаря, которой здесь зело славен в сих делах»[3].
Разные письма и бумаги: указ Сената о снабжении всем необходимым мастеров, которые по проекту механика Антония Вестри отправились на Мсту. Вестри подал царю 22.11.1716 проект как «возможно сделать, дабы по Мсте реке могли суда ходить без опасения порогов»[4]. Думаю, что указ инициирован П.
Комментарий.
* Это были две книги голландской художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан «Книги о гусеницах», а также другие акварельные работы[5]. Подр. см.: Лукина. Мария Сибилла Мериан; Копанева. Акварели Марии Сибиллы Мериан в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук. Согласно распространенной легенде П. [6] посетил разбитую параличем художницу как раз в день ее смерти (13.01. н.ст.) и затем приказал Арескину купить акварели М.С.Мериан у ее родственников, при этом Арескин – сам коллекционер - купил для себя часть коллекции Мариан и ее рабочий дневник («Studienbuch») с 285 рисунками, снабженными собственноручными заметками энтомолога. Сомнительно, чтобы П., сам тяжело больной, мог прийти в дом художницы в день ее смерти. Однако отрицать возможность такого визита в течение декабря 1716 г. не следует, т.к. по приезде в Амстердам П. был здоров, активен и наносил визиты своим давним знакомым, в т.ч. и смертельно больному Н.К.Витсену. Зафиксированный в записи расходов от 02.01.1717 факт контакта Р.К.Арескина с зятем Мериан Георгом (Юрием) Гзелем (и вероятно с его женой, младшей дочерью М.С.Мериан Д.М.Гзель) очевиден, как и то, что оба художника получили приглашении приехать в Россию и в том же году прибыли в СПб [7]. Несомненно то, что покупка царем части коллекции Мериан и приглашение ее дочери и зятя стали возможны вследствии давнего знакомства П. с творчеством М.С.Мариан, как заочного (через Н. Витсена, Ф.Рюйша и А.Себу), так и (теоретически) возможного личного контакта П. с самой художницей во время первого приезда в Амстердам в 1697-1698 гг. через амстердамских знакомых (М.С.Мериан уехала на Суринам в 1699 г.) . Любопытно, что хорошо информированный о жизни художницы ее биограф Н.Земон-Дэвис, писала, что М.С.Мериан «искала читателей среди амстердамских бургомистров и, несомненно, оценила интерес к своим работам, проявленный незадолго до ее кончины ПетромI»[8].
** Явно, что речь идет о побеге царевича Алексея.
[1] ПЖПВ. 1717 г. С. 1; Болотина. Царица и супруга. С. 383
[2] Сб. выписок. 2. С. 77.
[3] ПРГ. 1. С. 57; КПБ. 84. Л. 9; Павленко. Екатерина. № 97.
[4] АСПбИИ РАН. Ф. 276. Оп. 1. Д. 25, Л. 1 а.
[5] Лебедева. Художественное и научное наследие. С. 321-322.
[6] Копанева. Живые краски Мериан. С. 96.
[7] Каминская. Художники Георг и Доротея Гзель. С. 84-116.
[8] Земон -Дэвис Н. Дамы на обочине. С. 244.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.