19/29.08.1697, чт. П. в Амстердаме, потом пошел в Саардам.
П. в Амстердаме, потом пошел в Саардам. Амстердамский магистрат дал обед посольству в гостинице Кловенирсдулен на берегу канала Кловенирсбургвал при впадении его в Амстел. Затем был сожжен напротив окон фейерверк с девизом «Великий Петр да живет! (т.е. “Да здравствует!”)», после завершения официального визита сюда переселились второй и третий послы, а Ф.Я.Лефорт снимал отдельный двор Кейзеркрон[1].
«Смотрели послы огненной потехи для них устроенной»[2]. Подробнее: В 9 часов вечера в честь русского посольства был сожжен фейерверк на Биннец-Амстел у Колвенирс-Дулена, у впадения в реку Амстел перед мостом, собралось много народа и была страшная давка, люди попадали в канал. Фейерверк устроили «в воде на ботах» с глобусом и пр., который послы наблюдали из особого дома. А до этого были «у Стат в том дому ели, и в ествах и в питии было довольство большое и потчивны прилежно». В тот же день «были на Остинском дворе Преображенского полка у начальных людей для того, что они в тот дом приехали для учения морского дела»[3]. Речь идет о волонтерах во главе с П., переселившихся на Остенбург к П.[4].
В тот же вечер, в 11-ть часов, несмотря на плохую погоду и уговоры не рисковать, П. отправился за своими вещами в Саардам, куда и прибыл в час пополуночи[5].
Чрезвычайному собранию директоров Ост-Индской компании от имени Великих послов доложено о просьбе принять П. на верфь в Остенбурге в качестве работника, на что они согласились. Вероятно, в этом сыграл особую роль Н.К.Витсен. Он, будучи одним из директоров Ост-Индской компании, посоветовал П. устроиться в жилище на территории верфи, там и работать, что и было сделано[6]*. Король Вильгельм III пригласил Великих послов на приватную встречу в Утрехт[7]. По другим данным, приглашение последовало 23.08[8].
Комментарий.
* Я.Номен предполагает, что П. «во время пребывания своего в Голландии во многих действиях и поступках своих следовал добрым советам и указаниям Витсена». Н.К.Витсен был автором книги «Полная история древнейшего и современного судостроения и судоуправления», что не могло не привлечь П. к этому человеку, досконально знавшему морское дело, имевшему огромный круг знакомств среди ученых. Кроме того, Витсен был в России и знал русский язык. П. проводил у него много времени[9].
[1] Горбатенко. Новый Амстердам. С. 58.
[2] Гизен. Журнал. 1. С. 50.
[3] ПДС. 8. Стб. 917-918.
[4] Ф.Лефорт. Сборник. С. 342.
[5] Номен. Записки. С. 38-39.
[6] Схетельма. Петр Великий. 165. С. 199.
[7] Ф.Лефорт. Сборник. С. 342.
[8] ПДС. 8. Стб. 922.
[9] Кирпичников. Россия XVII века. С. 10-20; Схетельма. Петр Великий. 165. С. 198-199.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.