13/24.11.1716, вт. П. в Хавельберге.
13/24.11, вт.
П. в Хавельберге, был дома, играл в шахматы с И.Х.Биткой[1].
Письма и бумаги П.: 1. Запись расходов: курьеру Степану Сафонову, который был послан «проведывать про Его высочество государя царевича до Гданска, 65 червонных»; Алексею Юрлову для его командировки в Гамбург от Гевельсберга (Хавельберга) 15 червонцев[2]*;2. А.В.Макаров писал Я.В.Брюсу в СПб о получении через курьера Ф.Н.Юшкова его письма для П. с тетрадью голландской грамматики. Тетрадь «Е.в. изволил смотреть и изволил сказать, что хорошо переведена и указал к вашему превосходительству отписать, чтоб изволили трудиться оную всю перевести» и чтобы взял из русских править, «кто учил русскую грамматику. И о сем человеке Е.в. изволил писать к г. сенатору Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, чтоб он сыскал такого человека и отдал Вашему превосходительству». Брюс отвечал 07.12[3]; 3. Ф.М.Апраксин – А.Д.Меншикову в ответ на сообщение, что он, А.Д.Меншиков, распечатал конверт письма П. к Ф.М.Апраксину, из которого А.Д.Меншиков (как и из письма, посланного П. ему самому) узнал «о намерении Е.ц.в. к предбудущим действиям <…> сделать тысяч на десять человек, (а чтоб больше то и лучше) соймов, что на Мурманском море ходят» и об исполнении этого указа[4]; 4. Чертеж столба для Толбухина маяка[5].Разные письма и бумаги: Екатерина – А.Д.Меншикову о передвижениях П.[6]
Комментарий.
* Согласно Н.Г.Устрялову, при встрече П. с курьером Степаном Сафоновым (после переправы царя через Бельты, перед Хусумом) П. узнал, что царевич Алексей едет следом за курьером. П. и Екатерина задержались на следующей станции в Фридрихштадте и пробыли там почти неделю, до 27.10. (см. 21.10.1716), а затем двинулись дальше. Возможно, что эта длительная задержка была связана как раз с тем, что супруги поджидали царевича. Н.Г.Устрялов, упомянув эпизод встречи П. и Степана Сафонова, писал: «…но прошло около двух месяцев, а о нем не было слуха. Встревоженный Петр 9 декабря послал генералу [А.А.] Вейде, стоявшему с корпусом в Мекленбургии, повеление разведать, где сын его»[7]. С.М.Соловьев приводит письмо Екатерины А.Д.Меншикову из Шверина от 04.12 об отсутствии сведений касательно царевича Алексея и затем, вслед за Н.Г.Устряловым, упоминает указ А.А.Вейде, посланный в Мекленбург[8]. Из приводимой записи расходов за 13.11 становится ясно, что П. обеспокоился пропажей сына значительно раньше и послал того же курьера Степана Сафонова в сторону Гданьска, приказав выдать ему значительную сумму денег, по-видимому, для того, чтобы тот не ограничивал себя в расходах на поиски царевича. Одновременно П. послал своего денщика Алексея Юрлова в сторону Гамбурга, вероятно, с той же целью.
[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 99.
[2] Сб. выписок. 2. С. 19.
[3] Пекарский. Наука. 1. С. 300; Речь шла о голландской грамматике В.Сьюела «Nederduytsche Spraakkonst: Waarin de Gronden der Hollandsche Taale opgedölven zyn. Amsterdam, 1712..
[4] МИРФ. 2. С. 153.
[5] Автографы Петра. С. 60.
[6] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 184.
[7] Устрялов. История. 6. С. 57-58.
[8] Соловьев. Соч.: в 18 кн. Кн. IX. С. 148.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.