• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

18.03.1690, вт. П. в Кремле.




18.03.1690
18.03.1690


П. в Кремле, вместе с царем Иваном участвовал в похоронах патриарха Иоакима, из своих хором цари шли переходами к Успенскому собору, а потом за иконами в церковь Двунадесять апостолов, где стояло тело патриарха, а потом шли за телом в Успенский собор, слушали часы и вечернее пение, состоялись похороны[1]*.

Комментарий.

* М.М.Богословский писал, что смерть патриарха Иоакима, который в своем завещании призывал царей П. и Ивана порвать с иноземцами-еретиками и решительно отринуть их обычаи, стала важным этапом на пути «эмансипации» П. Он, «вероятно, вздохнул с облегчением, когда не стало строгого патриарха, ревнителя старины и мог теперь, не боясь его укоризн, дать полную волю своим чувствам к новым друзьям-иноземцам и склонности к иноземному быту, с которым он начал от них знакомится», неслучайно вскоре он появился в иноземной одежде[2]. По поводу оставленного патриархом завещания М.П.Погодин писал, что в «завещании слышится, как будто голос с глубоким вздохом всей старой России, которая устами своего верховного пастыря силилась удержать молодого царя от его стремлений, но, увы, этот вздох не был распознан, этот голос прошел мимо ушей его, слух его и зрение обращены были уже бесповоротно в противную сторону, с Востока на Запад. Он привык уже поступать так, как здесь безусловно порицалося, запрещалося. Прощай, старая, святая Русь!»[3]. В.М.Живов считал, что правление патриарха Иоакима, особенно после 1682 г., стало этапом церковной истории, когда патриарх стал играть «роль и центра власти, параллельного власти царей (правительницы Софьи и ее окружения). Можно даже сказать, что в этот краткий период (в правление Софьи) реализуется модель симфонии двух властей»[4]. Несомненно, для П. волевой, жесткий, склонный к обскурантизму патриарх был непреодолимым препятствием в реализации царем той прозападной модели жизни, которая ему нравилась. Если бы он прожил дольше, наверняка возник бы конфликт П. с патриархом: ведь тот, добившись в 1690 г. изгнания иезуитов, требовал удаления из армии иностранных офицеров и выселения всех иностранцев, боролся с брадобритием и т.д. Неясен вопрос о новом патриархе. По одной версии П. хотел видеть на патриаршем престоле любезного ему Афанасия Холмогорского, по другой (В.М.Живов, вслед за Р.Витрамом) – Маркелла Псковского[5]. 

 


[1] ДР. IV. Стб. 540-542; ПСРЛ. 31. С. 205.

[2] Богословский. Петр. 1. С. 89.

[3] Погодин. Петр Первый. С. 11.

[4] Живов. Из церковной истории. С. 9.

[5] Живов. Церковные преобразования. С. 366.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.