05.01.1690, вс., навечерие Праздника Богоявления. Крещенский сочельник.
П. в Кремле, слушал вечернее пение в Верху, в Петропавловской церкви, а потом с царем Иваном был в Успенском соборе у «действа многолетия», взаимные поздравления[1]*.
Комментарий.
* М.М.Богословский писал, что «с переездом в столицу опять пошел своим чинным размеренным ходом годовой круг царского обихода <…>. Можно заметить даже, что в 1690 и 1691 годах, Петр, очевидно, под воздействием настояний матери, соблюдает, по крайней мере, по внешности, все требования кремлевского ритуала строже, чем в предыдущее время, хотя, конечно, и не с тою точностью, как царь Иван Алексеевич. Понемногу, однако, в этот царский обиход XVII века вкрадываются новые, вносимые живою личностью младшего царя черты. Круг обязательных прежде церковных праздников начинает сужаться[2], отчасти из-за постоянных выездов П. из Кремля и Москвы, но, главным образом, – из-за явного нежелания П. тратить время на утомительные для него церемонии (неслучайно, что он ломает принятый порядок и начинает петь на клиросе, чего русские цари никогда не делали. Правда, точно установить начало этой «вольности» П. не удается).
Бросаются в глаза также за девяностые годы особенно дружные и тесные отношения между братьями-царями, державшимися постоянно вместе под высшим руководством царицы Натальи Кирилловны»[3].
[1] ДР. IV. Стб. 514-515.
[2] Агеева. От царского Государева двора. С. 22.
[3] Богословский. Петр Великий. 1. С. 81.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.