07/18.08.1716, вт. П. на корабле «Ингерманландия».
07/18.08, вт.
П. на корабле «Ингерманландия», В 8-м часу утра пришел датский флот, «идучи мимо нашего флота в Кюгебухте, кричали ура («Гузэ!») по 9-ти раз с флагманских, а им ответствовано по трижды». В 2 часа пополудни «пошли флоты в путь», пришли к Штевенсу в начале пятого часа и сошлись с адмиралом [Джоном] Норисом». При подъеме якоря Екатерина, простясь с П., пошла на шняве «Лизет» в Копенгаген. В 9-м часу поручик кн. И.Я.Лобанов-Ростовский на «Страфорде» отправлен в Гданьск для взятия провианта и амуниции. В 7-м часу английский адмирал Джон Норрис и голландский шаутбенахт (ГСВ: командор) были на корабле П. Флоты подняли якорь и шли в море всю ночь[1]*.
Письма и бумаги П.: 1. Кн.М.П.Гагарину письмо «с корабля “Ингерманланд” от Копенгагена» о получении писем от И.Д.Бухольца относительно трудностей его экспедиции и о содействии И.Д.Бухольцу в его предприятии[2]; 2. Кн. В.Вл.Долгорукову письмо о получении его письма и предписание о переправке пехоты и кавалерии в Копенгаген по частям, не дожидаясь всех транспортов, сообщает, «о судах мы писали в Стральзунд к полковнику Левенгорну», чтоб он дал суда[3] (не сохр.); 3. О.А.Соловьеву письмо о посылке векселя для К.Н.Зотова[4]; 4. «Мнение, учиненное в Копенгагене о компании морской», представлено от П. датскому королю Фредерику IV 07.07. П. считает, что неприятеля нужно искать и идти в сторону Борнхольма, атаковать, «побить или загнать» (в Карлскрону); что необходимо составить проект «ордера де баталии»**[5]; 5. Бухольцу о получении его писем о ходе его экспедиции[6].
Разные письма и бумаги: П.П.Шафиров - А.Д.Меншикову из Копенгагена, пишет, что П. командует объединенным русско-датско-англо-голландским флотом, с чем можно связывать определенные надежды: «… и мочно б счастие принять, ежели б короля Шведскаго (Карла XII – Е.А.) флот отважился дать с соединными баталию, то б мочно такой виктории на море, как и под Полтавою на сухом пути, уповать, но сказывают, будто оный уже убрался заранее в гавань свой Карлскрон и ныне транспортные суда отходят отсюда в Мекленбургию по наши войска, и тако уповаем на Бога, что вскоре сюда перевезены, и потом и десант учинен будет, к которому Е.ц.в. сам паки сюда быть изволит, ибо сколь скоро увидит, что шведы баталии дать не похотят, то, оставя тамо команду над своим флотом датскому генерал-адмиралу (У.Х.Гюльденлеве - Е.А.), изволит возвратиться сюда»[7].
Комментарий.
* П.П.Шафиров писал А.Д.Меншикову из Копенгагена о торжественном моменте, когда П. в качестве командующего возглавил объединенный флот: «Сего моменту приехали мы с моря за Е.ц.в. государынею царицею, куда Е.ц.в. провожали отсюда мили с три. Изволил Е.в. в воскресенье, т.е. 5-го числа, поднять на своем корабле «Ингерманландии» штандарт на грот-стеньге, которого поздравляли яко командира своего, вначале адмирал английский [Джон] Норис из 21 пушки, да генерал-адмирал Гульденлев (У.Х.Гюльденлёве – Е.А.) из 27 пушек и в показание вящего почтения сначала все датские адмиралы и другие флагманы флаги свои на несколько минут спустили, а потом подняли паки; и тако когда Е.в. дал лозунг к поднятию якоря, то пошел английский адмирал (Джон Норрис – Е.А.) со своими 25-ю линейными кораблями на море и за ним 600 торговых английских и голландских кораблей, которых множеству парусов можно было удивиться; потом изволил сам Е.в. с российским флотом идти и понеже датский флот еще не изготовился, то принужден, отшед близ трех миль, стать на якорь, где до сего числа стоял, ожидая оного и, дождався, пошли, с помощию Вышняго, прямо к Борнгольму. <…> Такой чести ни который монарх от начала света не имел, что изволит ныне командовать четырех народов флотами, а именно: аглинским, русским, датским и голландским, чем В.с. поздравляю»[8]. На самом деле формально П. не командовал английским флотом, голландцы и не собирались воевать со шведами[9]. (Об обстоятельствах того, как П. стал командующим четырех флотов см.: Соймонов Ф.И. Рукописное наследие. С. 344). Сам П. не без самоиронии писал Ф.М.Апраксину 09.08: «Чаю Ваша милость, сие прочтя, пословицу свою не забудешь, что от роду впервые»[10]. Речь идет об иронической пословице, упомянутой П. 01/12.09.1712: «Отроду впервые сафьяновые, кривые (башмаки). И, тем не менее, этот эпизод стал на многие годы предметом гордости царя-мореплавателя. О символике памятного похода см.: Чечет И.Д. Корабль и флот. С. 71-74.
** Ответ Фредерика IV: англичан сделать авангардом, русских – аръергардом; принять систему сигналов для каждого из флотов[11].
[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 35-36, 87, 5; КПБ. 81. Л. 667 об. -668.
[2] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 10. Л. 114 об.; РИО. 11. С. 155; КПБ. 82. Л. 95.
[3] МИРФ. 4. 114; КПБ. 82. Л. 96.
[4] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 10. Л. 114; КПБ. 82. Л. 97.
[5] Берх. Собрание. 4. С. 61-62.
[6] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 10. Л.114.
[7] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Оп. 2. Ч. 1. Л. 25-26; МИРФ. 2. С. 110.
[8] МИРФ. 2. С. 110.
[9] Баггер. Петр Великий в Дании. С. 53.
[10] МИРФ. 2. С. 111.
[11] Берх. Собрание. 4. С. 61-62.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.