• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

22.01.1702, чт. П. в Москве.




22.01.1702
22.01.1702


П. в Москве. В этот день в Холмогоры приехал новый воевода стольник В.А.Ржевский[1].

Письма и бумаги П.: 1. Я.В.Брюсу указ в В.Новгород в ответ на его письма, распоряжение делать станки для пушек, экономить лес («растирать пилами вдоль, чтоб лесу не была истратна»), упоминание о приготовлении лестниц, «толко еще б 100 долгих и 200 лехких и коротких»[2]*.2-4. Указы: стольнику И.Ю.Татищеву о назначении его для управления корабельными работами на р. Сясь; ему же о закладке на р. Сясь шести 18-ти пушечных кораблей; наказ о строении кораблей на р. Сясь (сведения о местности для верфи у дворцового села Сясьское Устье И.Ю.Татищев отослал П. 16.02)[3]**.

Комментарий.

* Из переписки П. и Я.В.Брюса следует, что конце 1701 г. в В.Новгороде оснащаются отлитые на заводах Генриха Бутенанта 100 орудий (вероятно, крепостные, либо очень тяжелые – Я.В.Брюс пишет, что «те пушки не для походу зделаны»), а также 100 долгих и 1200 коротких и легких лестниц, которые нужны для штурма крепостных укреплений. Первая часть сообщения (о пушках) отражает общее направление стратегии П., который, зная о зимовке Карла XII в Курляндии, опасался наступления шведов на Псков и В.Новгород и поэтому деятельно готовился к обороне[4]. 

** Нужно поддержать суждение П.А.Кротова, опровергающего распространенную точку зрения о том, что с этих указов П. «началось создание Балтийского флота». П.А.Кротов отмечает локальный характер этого петровского начинания: «В указе говорится, что шесть намечавшихся к строительству кораблей предназначались для действий на Ладоге против шведской флотилии, без разгрома которой нельзя было взять Орешек»[5]. Недаром в указе 22.01.1702 о мотивах строительства кораблей сказано: «…во оборону и на отпор свейских войск на Ладожское озеро»[6].

 


[1] Летопись Двинская. С. 125.

[2] ПБП. 2. № 404. С. 3.

[3] МИРФ. 1. С. 3, 5-6; см. Кротов. Российский флот. С. 126-127.

[4] ДПС. 2. С. 3.

[5] История отечественного судостроения. 1. С.86.

[6] МИРФ. 1. С. 13-14.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.