05.06.1702, пт. П. в Архангельске.
П. в Архангельске.
Письма и бумаги П.:Ф.М.Апраксину письмо в ответ на письмо того от 18.05. (в нем Ф.М.Апраксин просит об усилении охраны азовских кораблей от возможных набегов татар, спрашивает П. приедет ли он в Камышенку, отпускать ли английского инженера Джона Перри, о найме матросов, о состоянии кораблей). П. писал, что «на Камышенку, чаю, не поедем, толко сие изволь держать тайно, а естли что переменитца, писать буду»*. Сообщает вести, которых много (смерть английского короля Вильгельма III, «на ево место обрана Анна, своячина ево, что за Дацким принцом (сущая дочь нашея Церкви), а мужу ея никакого чину нет, толко что муж королевин (Георг Датский – Е.А.). Смертию бывшаго короля зело великая премена учинилась, война общая началась, дай, Боже, чтобы протенулась: хуже не будет нам. Шведы идут дале в Полшу. Изволте проведывать с своей стороны, а здесь весть есть (хотя еще и не подлинная) бутто в Венграх начинаютца бунты». Далее сказано о строительстве и спуске кораблей в Архангельске (одним командует [Питер] Памбург, другим – Иван Валронт, о посылке служилых в Троицкий (Таганрог). О получении письма от А.И.Иванова о наборе служилых для поселения в Троицком (Таганроге) («пишет: все волница и люди изрядныя <…>. Пожалуй, дяде своему, от меня поклонись и протчим»)[1].
Комментарий.
* 1702 г. считается в литературе датой, когда П. окончательно убедился в невозможности построить Волго-Донской канал, начатый в 1697 г. Джон Перри в своих мемуарах сообщает, что в конце 1701 г. он получил указ П. о приостановке работ[2]. Впрочем, по мнению С.В.Бернштейн-Когана по тогдашним техническим условиям канал, даже после завершения всех земляных и шлюзных работ, не смог бы функционировать[3].
[1] ПБП. 2. № 434. С. 65-66, 360-361.
[2] Перри. Состояние России. С. 3-4.
[3] Бернштейн-Коган. Волго-Дон. С. 34.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.