Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Февраль 1720 г.




1.02.1720
29.02.1720
Феофан (Прокопович Елисей, Феофан Псковский), епископ Псковский, Верховской П.В., историк , Лавров А.С., историк , Коншин Гавриил Пантелеевич (1671-12.06.1725, по данным смотра 21.01.1722 – 50 лет), солдат Преображенского полка, матрос голландского флота (с 1697), капитан-поручик гвардии (1706), командир 8-ой роты Преображенского полка, полковник, подписал смертный приговор царевичу Алексею как полковник и капитан гвардии (24.06.1718), 4 двора, обер-провиантмейстер флота (с 1718), пор смотру у дел в Адмиралтействе (1722) (Источн.: Список военным чинам. С. 652)., Вадковский (Ватковский) Иван Юрьевич (ок. 1678 г.р.), полковник ?(1720), обер-комиссар Адмиралтейства (1715 – 1719), в Военном-морской канцелярии ,определен по смотру у прежнего дела (28.10.1723), ст. сов. и отставлен (1730) (Источн.: Список военным чинам. С. 690). , Самарин Ю.Ф., историк , Кожевникова Ю.Н., историк, Белякова Е.В., историк


Письма и бумаги П.: 1. Заметки о наборе для Абовского корпуса солдат и матросов[1]; 2. Резолюция о выплате компенсации за перенос дворов полковников Г.П.Коншина и Ивану .Ватковского[2]; Духовный регламент (черновик)[3]*.

Комментарий.

* Общепризнанно, что Духовный регламент был написан Феофаном под внимательным присмотром П. По мнению Ю.Ф.Самарина, «по своему личному определению, как гений практический, по тем впечатлениям, которые он привез из других стран Европы, наконец, по сознанию того общественного недуга, от которого страдала Россия, Петр Великий склонился к протестантизму»[4]. В частности, Духовный регламент включал положение об освидетельствовании мощей святых, «где какия явятся быть сумнительныя», что привело к повсеместному вскрытию и освидетельствованию местночтимых и почитаемых в народе мощей, официальному признании их «сумнительными», хотя это не вело к отказу молящихся от почитания их. (Подр. см. Кожевникова. Освидетельствование гробниц. С. 84-92). Устойчивое суждение о протестантских источниках Духовного Регламента утвердилось в науке после фундаментального труда Верховского (см.: Верховской. Учреждение Духовной коллегии. 1. С. 145-545; Верховской. К вопросу о «фальсификации» Духовного Регламента). Доводы Верховского оспорили А. С.Лавров  (Колдовство и религия в России. С. 341 – 343) и Е.В.Белякова (Московский Собор 1666–1667 гг. С. 121 и др.), обратившие внимание на возможное влияние Деяний Московского Собора 1666 – 1667 гг. на Духовный Регламент, хотя гипотеза эта не доказана и известно, что Феофан Прокопович не был знаком с Деяниями.

 

 


[1] КПБ. 93. Л. 270.

[2] КПБ. 93. Л. 220.

[3] Верховской. Учреждение Духовной коллегии. 2. С. 26-105.

[4] Самарин. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. С. 251.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.