17.09.1682, вс., Тезоименитство царевны Софьи Алексеевны.
П. и семья в Воздвиженском. По данным кн. Б.И.Куракина цари П. и Иван были уже в Троице и после ареста кн. И.А.Хованского приехали в Воздвиженское на суд над князьями Хованскими. Арест кн. И.А.Хованского кн. М.И.Лыковым близ села Пушкина, а его сына кн. А.И.Хованского - близ Братовщины, оба были привезены в Воздвиженское. Суд и казнь князей И.А. и А.И.Хованских в Воздвиженском[1].
Письма и бумаги П. и Ивана: 1. Грамота о преступлениях князей Хованских и об их казни*; 2. Кн. Ф.Ф.Куракину указ «быть на Москве» (по др. записи Разряда – М.П.Головину[2]); 3. По данным А.С.Лаврова на казнь кн. А.И.Хованского был написан отдельный приговор[3].
Комментарий.
* Впервые в указе-приговоре князьям Хованским царевна Софья упомянута как «великая государыня, благоверная царевна и великая княжна Софья Алексеевна». А.А.Матвеев описывает суд в Воздвиженском: съезд туда служилых, угощение их, суд-сидения с боярами, думный дьяк Ф.Л.Шакловитый зачитал указ царей П., Ивана и Софьи Алексеевны о преступлениях князей Хованских, которым отказали в праве оправдаться (инициатором отказа был И.М.Милославский), вынесение смертного приговора боярами, казнь князей Хованских у Большой Московской дороги, тут же казнили несколько десятков выборных стрельцов. Бегство комнатного стольника кн. И.И.Хованского Меньшого в Москву, там произошло смятение стрельцов, они разобрали оружие с Пушечного двора, устроили усиленные караулы в Кремле, требовали от патриарха Иоакима, чтобы он вернул царей П. и Ивана, начались военные приготовления стрельцов к походу на Воздвиженское[4]. Кн. Б.И.Куракин дает несколько иную картину этих событий: для взятия Хованских был послан окольничий кн. М.И.Лыков. Он привез их, вместе с заводилами-стрельцами, в Воздвиженское, куда из Троицы цари «нарочно приехали для тех розысков и окончания того дела». «Пред всеми бояры» был организован розыск, князья Хованские были приведены в застенок и с очных ставок были уличены стрельцами в намерении царя Ивана женить А.И.Хованского на царевне Софье Алексеевне «и воцариться, а фамилию царскую всю разослать. И сей розыск более не продолжался как несколько дней, понеже был спешен от царевны Софии Алексеевны, дабы как наискорее [И.А.] Хованскому князю голову отсечь и сыну его, также и некоторым стрельцам и тем бы окончать все интриги того бунту, и закрыть дело ее самое и Ивана Милославского». «Безвинным» князям Хованским и некоторым стрельцам отсечены головы на третий день, а «заводчики» остались в живых, все это делалось по приказу Софьи[5]. Кажется, что кн. Б.И.Куракин ошибается: следствие и суд были проведены в один день.
[1] Медведев. Созерцание. С. 135; Восстание в Москве. С. 81, 280, 85-89, 130-134, 265; Лавров. Регентство. С. 41; Богданов. Рождение хованщины. С. 21-26.
[2] Восстание в Москве. С. 265.
[3] Лавров. Регентство. С. 49.
[4] Матвеев. Описание. С. 396.
[5] Куракин. Гистория. С. 48-49.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.